Образование: статьи и материалы » Трудности усвоения грамматического материала в устной речи и письме

Трудности усвоения грамматического материала в устной речи и письме

До сих пор еще можно слышать среди учителей высказывания, подобные следующим: «Грамматику мои ученики знают, но говорят и читают с ошибками» или наоборот: «Говорить и читать умеют, а грамматику не знают». Эти высказывания свидетельствуют о непонимании сущности грамматики вообще и о ее роли при овладении иностранным языком в частности. Невозможно отрывать грамматику от речи, без грамматики не мыслится овладение какой-либо формой речи, так как грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Грамматике принадлежит организующая роль. Для выражения смысла словом, состоящим из звуков, придаются однозначные формы. Например: «тебе, книгу, передавала, я» — это морфологический аспект грамматики. Одновременно эти словоформы объединяются в словосочетания, предложения, тексты в соответствии со свойственными данному языку синтаксическими схемами: «Я передала тебе книгу», т. е. человек, произнесший первое слово, как бы берет на себя грамматическое обязательство. В коре головного мозга действует система стереотипов, которая и диктует правила организации слов в связное целое. Система стереотипов определяет существование интуитивной, неосознаваемой грамматики, которую носит в себе каждый человек на родном языке. При изучении иностранного языка также необходимо запустить механизм стереотипии на базе отобранного грамматического минимума, т. е. создать интуитивную грамматику, которая способствовала бы организации речи на иностранном языке.

Актуальность

данного исследования обусловлена наличием различных мнений по поводу грамматики, как аспекта обучения, и трудностями усвоения грамматического материала, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами и бесконечным числом исключений.

Цель исследования – показать возможность и необходимость использования системы упражнений для усвоения грамматики.

Задачи:

1) Раскрыть психолого-педагогические основы формирования грамматических навыков.

2) Определить грамматический минимум.

3) Рассмотреть систему упражнений для обучения грамматике.

4) Возможность использовать нестандартные приемы с целью повышения мотивации.

5) Рассмотреть лингвистические и психолого-педагогические основы обучения иностранному языку в средней школе;

6) Определить трудности в усвоении иностранного языка учащимися средней школы и на этой основе разработать способы их ликвидации.

Предмет исследования – процесс обучения грамматике и грамматическим явлениям иностранного языка.

Объект исследования – различные виды упражнений и представленные нами в виде система упражнений для обучения грамматическим структурам.

В процессе теоретического изучения проблемы и проведения экспериментальной работы применялись следующие методы исследования:

1. Теоретический (анализ литературы по различным вопросам психологии, дидактики, методики преподавания иностранного языка).

2. Педагогический (изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ программ, учебников и учебных пособий; анкетирование; беседа).

3. Наблюдение как лингвистический и методический прием (наблюдение над речью учащихся, над процессом обучения иностранному языку).

Следует отметить, что структура работы состоит из введения; теоретической главы, состоящей из четырёх параграфов; выводов практической части, состоящей из двух параграфов, в которых дана система упражнений; а также заключения, литературы из тридцати девяти источников.


Похожие статьи:

Общая характеристика методик обследования детей с нарушениями речи
Комплексное всестороннее обследование и оценка особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием компл ...

Профилактика девиантного поведения
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, к ...

Методика интенсивного обучения русскому языку иностранных специалистов, занятых на промышленных предприятиях города
В предыдущей главе мы рассмотрели интенсивные методики обучения иностранным языкам. На основе рассмотренных методик можно выделить правила, которые должны соблюдаться в процессе обучения иностранных специалистов русскому языку: 1) владение языком, необходимое для языковой адаптации иностранных спец ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru