Образование: статьи и материалы » Развитие речи дошкольников

Развитие речи дошкольников

Из всех когнитивных особенностей человека одной из самых впечатляющих является использование языка. Больше чем что-либо другое, язык отвечает за прогресс человеческой цивилизации. Язык – это основное средство хранения и передачи знания от одного поколения к другому. Без языка не было бы способов для установления правил по управлению группами, т.к. он – основное средство установления религий, законов и нравственности. Язык представляет собой важное средство искусства, знакомства, ухаживания. В своей письменной форме язык позволяет людям общаться через пространство и время.

Язык определяется как система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для целей коммуникации, формирования и формулирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Речь же – это всегда конкретный процесс использования языковых знаков; это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.

Развитие речи у ребенка подчинено определенным закономерностям. Существует специфический возрастной период ее развития – первые три года. По истечении этой стадии процесс слухо-речевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий. В целом, ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный или дофонемный – от рождения до 1,5 – 2 лет, этап самостоятельной речи – 1,5-2 до 7 лет и этап систематического обучения и развития речи – школьный период.

Наблюдая за тем, как происходит процесс овладения речью, можно заметить, что дни и недели проходят, а изменения лингвистических способностей почти незаметны. Прогресс только кажется медленным, на самом деле происходит нечто поразительное. С очень небольшими инструкциями, а часто и вообще без них, дети к 10-летнему возрасту имплицитно достигают того, что поколения лингвистов со степенью доктора философии не могут достигнуть эксплицитно. Они усваивают все значительные правила языка с тонкими взаимодействиями между ними. Ни один лингвист за всю свою жизнь не смог описать грамматику какого-либо языка так, чтобы охватить все грамматические типы предложений. Однако же все мы, будучи детьми, усваиваем такую грамматику.

Особенное значение приобретает развитие речи для человека в дошкольном возрасте. Учитывая это, а так же вышеотмеченные обстоятельства, можно говорить об актуальности темы нашего исследования.

Исходя из темы («Развитие речи дошкольника»), выделяется цель нашего исследования: проанализировать основные особенности и закономерности развития речи в период дошкольного детства.

Исходя из понимания предмета, цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы развития речи, существующие в современной отечественной и зарубежной психологии.

2. Определить содержание понятий фонетические, лексические, словообразовательные нормы речи, выявить их показатели и формы проявления.

3. Разработать соответствующие экспериментальные приемы и выяснить степень сформированности определенных норм речи дошкольника.

Предметом исследования является словообразовательная и фонетическая сторона речи дошкольников. Объектом исследования, соответственно, являются дети дошкольного возраста.

В связи с темой и задачами исследования целесообразно выдвинуть следующую гипотезу: степень сформированности определенных норм речи дошкольников (развитие словарного запаса, способность к использованию в своей речи усвоенной лексики) прямо пропорционально зависит от возраста ребенка.


Похожие статьи:

Сотрудничество школы и семьи
Семья, учебный коллектив, друзья – вот «питательная среда», постоянно влияющая на личность, ее мировоззрение, привычки и характер. Это непосредственное окружение служит проводником тех идей, ценностей и норм, которые существуют в обществе. Развитие личности происходит на протяжении всей жизни индив ...

Творчество для детей
«Что такое хорошо и что такое плохо?» Стихотворение относится к жанру дидактического рассказа в стихах. Этот жанр был широко распространен в дореволюционной детской литературе. Он обычно был представлен слабыми, вялыми стихотворениями, наполненными поучениями. Маяковский находит новые приемы для со ...

Социальная педагогическая практика – взаимодействия общественного и семейного воспитания в МДОУЦРР детский сад №57 г. Белгорода
Практическая часть исследования проводилась в МДОУ № 57 г. Белгорода. Систематическая и эффективная работа с семьей здесь проводилась уже много лет, одной из форм взаимодействия является родительская газета. На первом этапе исследования мы выяснили, какое место занимает газета в ряду других форм вз ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru