Образование: статьи и материалы » Трудности усвоения грамматического материала в устной речи и письме » Апробация методики обучения грамматики на практическом занятии

Апробация методики обучения грамматики на практическом занятии

Страница 1

Знакомство с новым грамматическим явлением происходит в процессе показа этого явления в образце (типовом предложении).

На начальной ступени показ осуществляется в устной форме. Учитель произносит типовое предложение, учащиеся повторяют его индивидуально и хором, слушая, если это будет необходимо, соответствующие пояснения. Грамматический материал может (на средней и старшей ступенях) предъявляться и в письменной форме. Следует помнить, что показ образца в большинстве случаев не исключает использование правил, а иногда и объяснений. Этот путь чётко сформирован В.А. Артемовым: «… не бояться языкового правила, не перекладывать труд его выработки на плечи бесконечно повторяющего и бессмысленно подражающего учащегося, а искать оптимальное сочетание языкового правила и речевого действия…». Часто бывает необходимо показать учащимся особенности изучаемого явления в иностранном языке и, во избежание интерференции, различия, которые имеются в двух языках.

Презентация грамматического материала также сопровождается наглядным показом действий. Иногда типовое предложение усваивается с помощью картинки. В дальнейшем одного запоминания типового предложения не достаточно. Необходимо создание ориентировочной основы при помощи объяснений и правил.

Суть решения спорного сведения о теоретических сведениях в том, что материал в форме пояснений и правил должен быть доступен для учащихся на каждой стадии обучения.

Так в процессе объяснения артикля (а такое объяснение необходимо, поскольку эта категория не существует в русском языке), если артикль изучается в вузе, преподаватель говорит о категории определённости и неопределённости. В 4-м классе средней школы мы разъясняем разницу между определённым и неопределённым артиклями способом доступным для учащихся, с помощью средств наглядности. Можно принести в класс две картины, на одной изображён домик в степи, вокруг ни сада, ни леса, во дворе стоит одно большое дерево; на другой картинке домик в саду с большими и маленькими деревьями. Учитель показывает на уроке сначала первую картинку и говорит: «В доме живут два мальчика; младший брат влез на дерево возле дома. Старший говорит матери: «Витя влез на дерево». Мать знает, на какое дерево влез сын: на единственное, стоящее возле дома. В этом случае употребляется определённый артикль перед существительным: the. Затем учитель показывает вторую картинку: «В этом случае может ли мать мальчиков знать, на какое дерево влез сын? Нет. Он влез на одно из деревьев в саду. В этом случае употребляется неопределённый артикль a, an (по-русски один из, какой-то)». Затем нужно сформулировать правило: неопределённый артикль a, an употребляется тогда, когда называется один из неопределённых предметов. Желая купить тетрадь, англичанин скажет, обращаясь к продавцу: Give me a notebook, please (одну из имеющихся в магазине). Но если предмет выделяется из других, является единственным в данной ситуации, употребляется определённый артикль the. Поэтому если на витрине выставлена тетрадь и покупатель хочет купить именно её, он скажет: Give me the notebook, please.

Такие пространные пояснения даются только в исключительных случаях, когда грамматические явления не встречаются в родном языке, и поэтому его правильное употребление не возможно без полного осознания. В остальных случаях применяются краткие правила.

Правила можно разделить на вербальные (словесные) и схематические. Разумеется, возможен и смешанный вариант – вербально-схематические.

Вербальное правило должно отвечать определённы требованиям.

Во-первых, это речевой характер формулировок. Например, не «Futurum (The Future Indefinite Tense и др.) употребляется для выражения … и т.д.», а «Если вы хотите рассказать о своих планах на будущее, используйте форму …». Подобные формулировки направлены на овладение речевыми действием, а не сведениями о языке. Поэтому, если учитель перед началом презентации скажет: «сегодня, ребята, мы научимся рассказывать о …», то это безусловно вызовет интерес, поскольку учиться рассказывать о своих планах на будущее гораздо интереснее, чем «изучать будущее время».

Во-вторых, это краткость и чёткость формулировок, поскольку сообщаемые знания играют роль оперативной инструкции: её нужно держать в уме, чтобы она не мешала выполнять речевое действие – подтвердить, передать мысль, убедить и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Авторская технология создания УМК "Компьютерная графика"
Разработка электронных учебно-методических комплексов в среде мультимедиа является длительным и дорогостоящим процессом, поэтому важно хорошо представлять себе все основные этапы создания компьютерного учебного курса и возможные принимаемые на каждом этапе разработки решения. На предварительном эта ...

Внеклассные формы работы по физической культуре
Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей (внешкольная—для учащихся разных школ). Внеклассная работа строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчетных показателей и документов. Учебные планы внеклассных занятий ...

Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. и проблематика их научных исследований
В 1960-1970-е гг. наиболее известными российскими педагогами были П.Р.Атутов, Н.И.Болдырев, В.Е.Гмурман, П.Н.Груздев, М.А.Данилое, Н.К.Гончаров, Л.В.Занков, Б.П.Есипов, Т.И.Ильина, И.А.Каиров, Т.Е.Конникова, Ф.Ф.Королев, И.Я.Лернер, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г,И.Щукина и др. Они р ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru