Образование: статьи и материалы » Развитие логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры » Система работы в начальной школе по формированию логического мышления в процессе рисования с натуры

Система работы в начальной школе по формированию логического мышления в процессе рисования с натуры

Страница 1

В процессе жизни человек получает самые различные впечатления от многих предметов. При этом признаки предметов, объектов или явлений не только запечатлеваются в памяти, но и сопоставляются друг с другом по сходству: форма с формой, цвет с цветом и т.д. При этом прочнее запоминаются в каждом предмете наиболее постоянные, яркие, характерные признаки. Поэтому для узнавания предмета не обязательно воспринимать все его части. Каждый предмет имеет свои основные, характерные для него признаки, по которым мы и узнаем его. В памяти они записаны прочнее и воспроизводятся в сознании легче всего при каждой новой встрече с предметом.

Следовательно, для того, чтобы дать наглядное и правдивое представление о предмете, достаточно изобразить наиболее характерные свойства и качества, отличающие его от других. Отсутствие их мешает узнаванию предмета на рисунке, отсутствие же несущественных признаков не оказывает на восприятие особого влияния и не снижает качество изображения. Более того, подчинение второстепенного главному, выделение характерного, типичного усиливает правдивость изображения, позволяет зрителю легче воспринять изображаемое.

Поэтому при рисовании с натуры не следует стремиться передать все те детали на предмете, какие мы видим или о которых знаем. Необходимо научиться понимать, какие признаки предмета являются важными для восприятия его, и какие можно без ущерба для правдивого изображения оставить без внимания. Все то, что является в форме предмета самым важным, следует изображать с возможной точностью и полнотой, менее важное можно передать только намеком, а все несущественное совсем не рисовать .

Основными характерными признаками и качествами видимой формы предмета являются его пропорции, конструктивное строение, объем и материальность, анализ и обобщение которых способствует развитию у младшего школьника развитию элементов логического мышления.

Пропорции – основная характерная особенность всякого предмета, по которому мы узнаем его на рисунке. Пропорции – это отношение размеров: разница или равенство показывают, во сколько раз один размер больше или меньше другого. При изменении одного размера необходимо во столько же раз изменить и другие, если мы хотим сохранить характерные качества, по которым мы и узнаем предмет на рисунке. Никакие другие качества предмета – ни цвет, ни объем, ни материал – не играют в узнавании предмета такой важной роли, как его пропорции. Лист дерева, например, обычно меняет свою окраску, тем не менее, он легко распознается, так как основной признак формы листа – его пропорции – остается без изменения.

Когда мы говорим «высокий дом» или «приземистое строение», «худой человек» или «толстый», то имеем в виду характерность их пропорций. Вот на кухонном столе стоят две бутылки – одна из-под молока¸ а другая из-под минеральной воды. Если их сравнить, они очень различны. Различны соотношения их высоты и ширины, размеры горлышка и дна. Нельзя их узнать на рисунке, не передав пропорции. Подобно этому и все другие предметы: табурет и стол, арбуз и тыква, собака и кошка, - все они имеют свою характерную форму, определяемую пропорциями частей к целому. То же можно сказать о стройной, высокой сосне или раскидистой плакучей иве: не передав характер соотношения их пропорций, правдивого изображения мы не получим. Без характерных пропорций невозможно правдиво нарисовать натюрморт, пейзаж, портрет, фигуру человека. Так, в портретном искусстве художник, прежде всего, стремится передать характерные пропорции деталей лица и головы в целом. Если изобразить взрослого человека с короткими ногами и большой головой, он будет походить на ребенка. Умение видеть и выражать в своих работах пропорциональные соотношения размеров рисуемых объектов – важнейшая задача рисовальщика. Недаром художник Н.Н. Ге говорил: «Рисовать – значит видеть пропорции».

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Педагогическая мысль в Беларуси в XVIII-XIX вв. Вклад в развитие педагогический идей ученых-методистов и деятелей белорусской культуры
В XVIII в. педагогическая мысль Беларуси развивалась на фоне взаимодействия славянских культур - русской, украинской, белорусской и польской. С 1773 г. в Беларуси начала работать Эдукационная комиссия, которая попыталась внестинекоторые преобразования в просвещении, разработала социальные и педагог ...

Роль профессиографического подхода в подготовке будущих специалистов
Наблюдения показывают, что знание студентом профессиограммы выбранной специальности активизирует его в овладении будущей профессией, вызывает избирательное отношение к деятельности в учебное и внеучебное время. Кроме того, размышления о профессии, ее особенностях, возникающие на этой основе, застав ...

Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта
Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием. Обозначение баллов: Пол ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru