Образование: статьи и материалы » Формирование связной речи детей дошкольного возраста » Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников

Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников

Страница 2

– подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы;

– подача произведения детям;

– повторность чтения;

– сочетание нескольких произведений на одном занятии;

– структура занятия по ознакомлению с литературным произведением;

– беседы в связи с чтением;

– время и место чтения;

– техника художественного чтения и рассказывания.

При рассмотрении методики заучивания стихотворений надо исходить из того, что стихотворное произведение имеет две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму. Заучивание стихотворения включает в себя восприятие поэтического текста и его художественное воспроизведение, что позволяет использовать дальнейшие эпитеты в собственной речи, чем способствует ее развитию

На запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы:

– психологические возрастные особенности усвоения и запоминания материала;

– содержание и форма стихотворения;

– качество выразительного чтения взрослых;

– приемы, используемые на занятиях;

– индивидуальные особенности детей.

Необходимо наполнить эти положения содержанием, изучая соответствующую литературу. Важно представить себе структуру занятия и особенности методики заучивания стихов в зависимости от возраста детей.

Для понимания проблемы ознакомления детей с книжной иллюстрацией в целях развития речи дошкольника необходимо подобрать иллюстрации нескольких художников, работающих в этом жанре. Дать анализ их с точки зрения особенностей решения художественных и педагогических задач художником-иллюстратором. Продумать приемы рассматривания иллюстрации.

Анализ продуктов речи, образцовых текстов учит дошкольников видеть проявление общих групповых закономерностей построения конкретных текстов, наблюдать, как в них отражается специфика типа речи, стиля и жанра. В основе анализа текста лежит понятие или совокупность понятий.

Понятийно-направленный анализ художественных произведений способствует выделению признаков понятия «текст», общих черт у разных текстов одного и того же типа или стиля речи. Он помогает воспитателю организовать работу по обучению дошкольников видеть общее в отдельном, разбирать конкретный текст как один из подобных текстов. С помощью понятийно-направленного анализа воспитатель формирует представление о структуре текста, об общем строении подобных текстов, которыми они могут воспользоваться при создании своего текста, относящегося к этой же группе.

В соответствии с тем, над каким понятием ведется работа по его усвоению, выделяются три вида анализа:

– содержательно-композиционный [ведущее понятие текст - его тема, основная мысль, микротема, абзац, план];

– стилистический [ведущее понятие функциональный стиль - его жанровые разновидности, стилистические ресурсы];

– типологический [ведущее понятие функционально-смысловой тип речи, или типовой фрагмент текста, - его структура, «данное» и «новое»].

Примерное содержание анализа текста:

I. Определение задачи речи: рисовал картину, передавая свое отношение к увиденному, или сообщал точные сведения.

II. Уточнение основной мысли текста, выявление авторского отношения к содержанию речи [уточните название текста так, чтобы в нем отразилась не только тема, но и основная мысль; какие заголовки можно придумать к данному тексту, какой из предложенных вами заголовков точнее, чем он отличается от авторского заголовка и т. п.].

III. Определение типа речи. Анализ содержания и средств языка.

Примерные вопросы:

1. К какому типу речи обращается автор, раскрывая тему и основную мысль, отраженную в заголовке?

Почему именно к повествованию [описанию, рассуждению]?

2. Какие действия героя показывает писатель, рисуя его поведение?

Какие признаки характеризует автор, описывая названный предмет?

Какой вопрос решает, приводя примеры из его жизни?]

3. Представьте себе, что действия героя автор назвал бы не подробно и точно, а обобщенно. Проделайте этот эксперимент.

Видим ли мы в таком случае картину так же ясно, как в авторском тексте? Почему?

Почему именно эти детали описываемого предмета характеризует автор? Представьте себе, что автор только назвал предмет и не дал описания его признаков. Проделайте этот эксперимент: уберите из текста все прилагательные и наречия [слова, отвечающие на вопрос «как?»].

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Суть концепции М. Монтессори
Развитием психики и воспитанием детей в возрасте от 3 до 7 лет по определенной системе занималась Мария Монтессори (1870—1952) в Риме. Она считала этот возраст важным в психическом развитии ребенка. Ее опыт работы с «ненормальными детьми» (так в те годы называли детей с задержкой психического разви ...

Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
В последнее десятилетие активно возрастает интерес к педагогической составляющей процесса социализации, к той системе ценностей социальной среды, которая соответствует современным условиям воспитания подрастающего поколения. В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и резул ...

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспо ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru