Образование: статьи и материалы » Роль учебного курса информатики в формировании мировоззрения обучаемых » Внешние и внутренние функции мировоззрения

Внешние и внутренние функции мировоззрения

Страница 1

В процессе формирования мировоззрения важную роль играют механизмы личностной идентификации, способствующей, с одной стороны, выделению идеального образа желаемого будущего, а, с другой, собирающие, интегрирующие личности как целое.

При самоидентификации важно всё, что затрагивает диспозиции действия и воли личности. Это значение теоретическое, но оно очень важно для жизненной практики личности, так как затрагивает действия самой личности.

Опыт самопознания отличается от опыта, в котором личности даны другие люди, прежде всего «несоразмерностью Я», так как собственное Я дано немного интенсивнее и дефференцированнее, чем любой другой человек, который есть не Я. Я само себе дано не только во внутреннем опыте, но одновременно Я для себя самого является предметом внешнего опыта. Два типа опыта внешнего и внутреннего не противоречат друг другу, а составляют единое целое. Опыт самопознания связан с постижением своей целостности – «телесно-душевно-духовного Я».

В «Философской энциклопедии» (1989) мировоззрение определяется как обобщённая система взглядов на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на своё собственное место в нём, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение – это такой целостный взгляд на бытие, который включает в себя, по меньшей мере, следующие главнейшие характеристики: понимание самого бытия, понимание смысла жизни человека, принятие определённых критериев добра и зла. При этом для ценности мировоззрения не имеют значения характер и объём знания материального мира, устройства Вселенной.

Мировоззрение содержит в себе ответы на следующие вопросы: кто я? Каков смысл моего существования? Имеется ли вообще смысл в бытии человечества, мира? Есть вечность для человека? И т.д. Ответы нужны для того, чтобы знать, как жить, чем руководствоваться, каким идеалам служить (Осипов А.И., 1999). При отсутствии целостного мировоззрения у человека затрудняется проблема выбора в формировании целей и ценностей. Важным условием целостности мировоззрения является смысловое наполнение критериев добра и зла. Внешняя функция мировоззрения – готовность использовать в социальной ориентации (при выборе мотивов, целей и поступков) не просто определённую идеологическую направленность, но и систему мировоззренческих знаний. Это также средство ориентации в окружающем его мире и социуме.

Внутренняя функция мировоззрения связана с упорядочением системы мотивов, гармонизацией притязаний, самооценок и целей. Внутренняя функция мировоззрения связана с упорядочением системы мотивов, гармонизацией притязаний, самооценок и целей. Внутренние функции включают обращённость «внутрь себя», ориентировку в самом себе, с помощью которого субъектное Я становится объектом самоанализа, самопознания и самокоррекции. Целью такой ориентации в собственном внутреннем мире является «самосозидание», особенное построение своего внутреннего, духовного мира (ценностных ориентаций, идеалов образа Я).

Мировоззрение как системное образование сможет выполнять обе отмеченные выше функции только при условии, если в его структуре наряду с содержанием усвоенных знаний (норм, оценок), выражающих наиболее общие законы развития природы и общества, найдут отражение и те особые «мировоззренческие приёмы», действия и операции, путём выполнения которых и оказывается возможным решать мировоззренческие вопросы: каков мир ? что я и зачем я ? какой я ? что в жизни необходимо ? как жить ? что считать добром и злом, хорошим и плохим ? Процесс становления и функционирования мировоззрения можно представить как формирование внутренней деятельности особого рода, инвариантной по отношению к различным видам предметной деятельности. Выполнение такой «мировоззренческой» деятельности реализует в конкретных действиях и поступках личности её образ Я, систему личных ценностей и предпочтений.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Система жанров музыкального фольклора и их характеристика
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии "фольклор", "детский фольклор", выявим его сущность и жанровую специфику. В энциклопедическо ...

Вопрос о методе проектов в дидактике
Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не радует. И вот почему. Происходит смешение или даже подмена понятий. Принятое понятие проекта предполагает «разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического ...

Проблемы организационного характера
Первая проблема. На сегодня нет единой точки зрения на то, с какого компонента и как следует начинать формирование учебной деятельности. Высказываются мнения, подтвержденные результатами экспериментальной работы, что это лучше всего делать, начиная с: -контрольного компонента (Д.Б.Эльконин и др.); ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru