Образование: статьи и материалы » Профориентация в социальной работе » Способы повышения эффективности технологий профориентационной работы с молодежью

Способы повышения эффективности технологий профориентационной работы с молодежью

Страница 4

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27.09.1996 г. следующим образом характеризует профессиональную ориентацию: "… - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда".

Количество работ, посвященных вопросам профориентации, из года в год увеличивается. Вновь стали открываться центры профориентации, но они находятся, как правило, в крупных городах, а, следовательно, доступны небольшому количеству молодых людей. В других населенных пунктах, проблемы профориентации решают лишь специалисты центров занятости населения или школьные психологи. Но качество профориентационной работы по-прежнему остается низким, особенно это ощущается в сельской местности.

Проанализировав различные источники о профориентации, можно сделать вывод, что профориентационная работа – это, прежде всего, социальная работа. При профориентации используются методы социальной работы: психологические, педагогические, экономические, организационно-распорядительные и т.п. Но, даже использование хорошо известных методов, оставляет профориентацию в сельской местности на низком уровне. Поэтому, необходимо найти способы повышения эффективности технологий профориентационной работы с молодежью в сельской местности, чему и было посвящено данное социологическое исследование, в котором приняли участие 6 экспертов Турочакского района Республики Алтай, и 200 респондентов – учащихся различных образовательных учреждений, и был использован метод наблюдения.

Процесс выбора профессии требует к себе большого внимания, потому что работа оказывает на состояние и самочувствие человека огромное влияние. Адекватное представление о выбираемой профессии влияет на исход выбора, от которого зависит карьера, и это особенно сложно сделать тем, кто хочет жить и работать в сельской местности.

Турочакский район – сельская местность. А, как известно, жизнь и деятельность в сельской местности существенно отличается от городской жизнедеятельности.

Как показал опрос экспертов, в настоящее время из-за отсутствия как такового рынка труда в большинстве населенных пунктов (данные - в процентах от общего числа выпускников, уроженцев Турочакского района) сложилась следующая картина:

происходит отток молодежи в другие районы РА или в города (15%);

увеличивается количество безработных (7% - имеют статус "безработный"), многие из которых даже не хотят вставать в службу занятости на учет и получать пособие или переучиваться (30%);

1% молодых специалистов может трудоустроиться по полученной специальности;

количество молодых специалистов, работающих не по специальности постоянно увеличивается – в настоящее время составляет 47% от общего числа выпускников.

Все эксперты убеждены, что профориентация молодежи в настоящее время особенно актуальна. Многие уверены в том, что молодые люди неосознанно подходят к выбору профессии, считая, что неважно какую профессию получать, лишь бы это приносило хороший финансовый доход. Тогда как сами эксперты считают, что профессиональная ориентация только положительным образом может сказаться на становлении личности как профессионала, может подготовить молодого человека к жесткой конкуренции на рынке труда села.

Что касается вопроса о такой функции специалиста по социальной работе как профориентация молодежи, то многие из экспертов готовы признать, что это должно быть не только функцией, но основной обязанностью отдельно взятого специалиста, возможно, прикрепленного к Комплексному центру социального обслуживания семьи и детей Турочакского района, а возможно и к Комитету по делам молодежи. Но осложняется это все теми, же вопросами финансирования.

Специалисты-эксперты единогласно ответили, что мероприятия, проводимые в интернате, детском доме или приюте ничем не отличаются от элективных курсов, проводящихся в средних общеобразовательных школах. Но осложняется это тем, что у социальных педагогов очень большая нагрузка и без профориентации, а дополнительные ставки только в проекте.

Кроме того, многие сошлись в ответе и на вопрос о применении методов социальной работы при профориентации: профориентационные технологии уже содержат ряд методов социальной работы, таких как психологические, педагогические, экономические, консультирование, целеполагание и т.п. Но если, проанализировать остальные методы социальной работы – то можно сделать вывод, что и они принимают опосредованное участие в профориентации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Система работы по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения средствами произведений детского фольклора
Экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения №218 г. Красноярска в 2012 году. В эксперименте участвовало 13 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом: общее нарушение зрения. Целью констатирующего эксперимента является изучение и ...

Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра выполняет важную роль в воспитании, обучении, развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра широко захватывает всю личность ребенка - умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферы, способствует всестороннему развитию детей. По выр ...

Внедрение новых технологий в процесс обучения
В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Учитель, не владеющий компьютерными технологиями в скором времени будет не интересен современному школьнику. Нельзя тут не согласиться со словами К. Барретта: «Как педагог, в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru