активно привлекать к проведению уроков физической культуры тренеров и преподавателей учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, федераций по видам спорта.
Сегодня, в период интенсивного реформирования школы, характеризующийся изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации обучения, возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методик преподавания физической культуры. Одним из приоритетных направлений модернизации общего образования является введение инновационных технологий в преподавание физической культуры. Решение задач прикладной физической подготовки зачастую осуществлялось в ущерб комплексному подходу, роль физической культуры в качестве эффективного средства интеллектуального, нравственного и эстетического развития только декларировалась. Это не могло не оказать негативного, деформирующего влияния на всю систему формирования физической культуры.
В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Философско-культорологический подход к организации учебного процесса физического воспитания в общеобразовательной школе обусловливает необходимость формирования физической культуры личности ученика.
Однако традиционно процесс физического воспитания в школе сводится к физическому развитию и подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, т.е. акцентируется биологический, двигательный аспект. Необходимо ставить более широкие цели - воспитание посредством освоения всего ценностного потенциала физической культуры.
Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое). Сущность социально-психологического воспитания сводится к формированию жизненной философии, убежденности, деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Содержание интеллектуального воспитания предполагает формирование у ребенка комплекса теоретических знаний, охватывающих социокультурные, психолого-педагогические, медико-биологические и другие аспекты, тесно связанные с физкультурным знанием. Физкультурное воспитание содержит решение двигательных задач - формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями.
Новации в формировании физической культуры общества и личности требуют кардинальных изменений в организации учебно-воспитательного процесса, прежде всего в общеобразовательной школе. Модель организации этого процесса представляется из расчета трехчасового преподавания физической культуры: 1 час - академический (теоретический) и 2 часа - практических. Нетрудно предвидеть возражения по этому поводу, связанные и со слабой материально-технической базой, и с нехваткой квалифицированных кадров, и с недостатками финансирования, и с низким уровнем научно-методического обеспечения. Действительно, в этом проявляются главные беды школьного курса физической культуры. Кроме того, введение академического часа потребует от преподавателя дополнительной подготовки и более глубоких знаний по социокультурным, психолого-педагогическим, медико-биологическим основам физической культуры. Данная проблема может быть снята уже на современном этапе. Если для качественного преподавания практической части программы используются возможности учителей - специалистов в области физической культуры, то для преподавания теории целесообразно использовать специалистов, работающих в школах и имеющих глубокие профессиональные знания, а именно: медицинских работников, социальных педагогов, психологов, учителей биологии. Отметим, что при невозможности введения трехчасового преподавания физической культуры в учебный план образовательного учреждения указанных специалистов при четкой организации учебного процесса можно привлекать и при двухчасовом преподавании физической культуры.
Особое значение приобретают теоретические уроки для учащихся подросткового возраста (8-11-е классы). Вследствие физиологических особенностей этого возраста, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов проведения занятий, а также сообщения дополнительных знаний в области психологии, физиологии, гигиены. Здесь можно использовать технологию раздельного обучения, что не предусмотрено программой физического воспитания для общеобразовательной школы.
Использование элементов раздельного преподавания физической культуры в 8-11-х классах не потребует дополнительного финансирования и реально выполнимо, если учителя физической культуры будут работать в паре в одной параллели классов. Особенность такого распределения учебной нагрузки состоит в том, что классы одной параллели должны быть поровну разделены между учителями с учетом их профессиональной специализации по определенному виду спорта. Постановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных учителей физической культуры позволяет соединить по половому признаку учащихся двух классов и вести преподавание по разным разделам программного материала в течение некоторого времени. Например, для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей - совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. При такой организации уроков учитываются интересы учащихся обоего пола: девушки чаще всего хотят формировать красивую фигуру, а юноши стремятся развивать силу, быстроту и ловкость.
Похожие статьи:
Особенности педагогической работы с детьми-сиротами дошкольного возраста
А.Ш. Шахманова выделила такие направления образовательной деятельности, исходя из особенностей развития ребенка – дошкольника: 1. Физическое воспитание. Статистика указывает на довольно низкий уровень физического здоровья детей – воспитанников детских домов. «Важными моментами в физическом воспитан ...
История развития школьного образования
Шко́ла (от греч. σχολή, scholē) — учебное заведение (иначе — образовательное учреждение) начального, основного и полного среднего образования. В русском языке наименование «школа» относится также и иногда к высшему профессиональному образовательному учреждению (на ...
Программа трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного
региона в Мордовии
Мировой процесс социально-экономического, политического, культурного развития все больше и больше интегрирует нации, народы и охватывает не только многонациональные страны, но и относительно одноязычные государства. В этих условиях актуальной педагогической задачей становится подготовка школьников ...