Образование: статьи и материалы » Инновационная деятельность преподавателя физической культуры » Необходимость инновационного подхода в преподавании физической культуры в старших классах

Необходимость инновационного подхода в преподавании физической культуры в старших классах

Страница 2

активно привлекать к проведению уроков физической культуры тренеров и преподавателей учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, федераций по видам спорта.

Сегодня, в период интенсивного реформирования школы, характеризующийся изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации обучения, возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методик преподавания физической культуры. Одним из приоритетных направлений модернизации общего образования является введение инновационных технологий в преподавание физической культуры. Решение задач прикладной физической подготовки зачастую осуществлялось в ущерб комплексному подходу, роль физической культуры в качестве эффективного средства интеллектуального, нравственного и эстетического развития только декларировалась. Это не могло не оказать негативного, деформирующего влияния на всю систему формирования физической культуры.

В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Философско-культорологический подход к организации учебного процесса физического воспитания в общеобразовательной школе обусловливает необходимость формирования физической культуры личности ученика.

Однако традиционно процесс физического воспитания в школе сводится к физическому развитию и подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, т.е. акцентируется биологический, двигательный аспект. Необходимо ставить более широкие цели - воспитание посредством освоения всего ценностного потенциала физической культуры.

Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое). Сущность социально-психологического воспитания сводится к формированию жизненной философии, убежденности, деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Содержание интеллектуального воспитания предполагает формирование у ребенка комплекса теоретических знаний, охватывающих социокультурные, психолого-педагогические, медико-биологические и другие аспекты, тесно связанные с физкультурным знанием. Физкультурное воспитание содержит решение двигательных задач - формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями.

Новации в формировании физической культуры общества и личности требуют кардинальных изменений в организации учебно-воспитательного процесса, прежде всего в общеобразовательной школе. Модель организации этого процесса представляется из расчета трехчасового преподавания физической культуры: 1 час - академический (теоретический) и 2 часа - практических. Нетрудно предвидеть возражения по этому поводу, связанные и со слабой материально-технической базой, и с нехваткой квалифицированных кадров, и с недостатками финансирования, и с низким уровнем научно-методического обеспечения. Действительно, в этом проявляются главные беды школьного курса физической культуры. Кроме того, введение академического часа потребует от преподавателя дополнительной подготовки и более глубоких знаний по социокультурным, психолого-педагогическим, медико-биологическим основам физической культуры. Данная проблема может быть снята уже на современном этапе. Если для качественного преподавания практической части программы используются возможности учителей - специалистов в области физической культуры, то для преподавания теории целесообразно использовать специалистов, работающих в школах и имеющих глубокие профессиональные знания, а именно: медицинских работников, социальных педагогов, психологов, учителей биологии. Отметим, что при невозможности введения трехчасового преподавания физической культуры в учебный план образовательного учреждения указанных специалистов при четкой организации учебного процесса можно привлекать и при двухчасовом преподавании физической культуры.

Особое значение приобретают теоретические уроки для учащихся подросткового возраста (8-11-е классы). Вследствие физиологических особенностей этого возраста, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов проведения занятий, а также сообщения дополнительных знаний в области психологии, физиологии, гигиены. Здесь можно использовать технологию раздельного обучения, что не предусмотрено программой физического воспитания для общеобразовательной школы.

Использование элементов раздельного преподавания физической культуры в 8-11-х классах не потребует дополнительного финансирования и реально выполнимо, если учителя физической культуры будут работать в паре в одной параллели классов. Особенность такого распределения учебной нагрузки состоит в том, что классы одной параллели должны быть поровну разделены между учителями с учетом их профессиональной специализации по определенному виду спорта. Постановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных учителей физической культуры позволяет соединить по половому признаку учащихся двух классов и вести преподавание по разным разделам программного материала в течение некоторого времени. Например, для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей - совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. При такой организации уроков учитываются интересы учащихся обоего пола: девушки чаще всего хотят формировать красивую фигуру, а юноши стремятся развивать силу, быстроту и ловкость.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Вопрос о нравственном воспитании в контексте возрастной психологии и педагогики и детского литературоведения
Воспитание представляет собой процесс многогранный, многоуровневый. Чтобы иметь правильные представления о нравственном воспитании, необходимо обратиться к возрастной психологии и педагогики и детскому литературоведению. Воспитание происходит не только целенаправленно, но и стихийно. Ребенок дошкол ...

Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
В последнее десятилетие активно возрастает интерес к педагогической составляющей процесса социализации, к той системе ценностей социальной среды, которая соответствует современным условиям воспитания подрастающего поколения. В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и резул ...

Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников
На основе анализа психолого-педагогической, методической и научной литературы нами разработаны следующие рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста: 1. Поскольку представленная в п. 2.2 программа по развитию чувства юмора у старших дошколь ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru