Образование: статьи и материалы » Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания » Элементы народного творчества как средство воспитания целостной личности ребенка

Элементы народного творчества как средство воспитания целостной личности ребенка

Страница 2

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса!

Все волосинки в ряд,

Расти коса не путайся,

Маму, дочка, слушайся!

Ребенок ушибся, упал, он показывает больное место, плачет. Взрослый очертит это место своей рукой и приговорить несколько раз

У кошки боли,

У собаки боли,

У Оли – не боли,

У Оли заживи.

Ласково звучащий приговор сопровождался поглаживанием, упоминание знакомых ребенку животных отвлекает внимание от боли, успокаивает его, поднимает настроение.

Можно учить детей приговаривать этим стишки самим себе. Или таким образом «лечить» плачущего товарища, сестру, брата. Это развивает в детях чувство сострадания, действенно отношение ко всему. Не обязательно бежать и жаловаться взрослому, можно помочь себе самому.

Ребенок расплакался – эмоциональное напряжение снимает стишок:

Уж ты, Катенька, не плачь,

Я куплю тебе калач,

На шею повешу,

А потом утешу.

Потешки

Стишками-потешками забавляют, потешают ребенка, когда держат его на руках. Некоторые потешки связаны с игрой. Ребенок играет всегда с удовольствием, легко включается в игру. Играя с ребенком, делают гимнастику и воспитывают его. Постепенно он выучивает стишки-потешки, сопровождающие игру, и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы.

Речевое начало этих игр настолько ярко, что их можно назвать, без преувеличения, первым опытом приобщения к культуре своего народа. Сюда же можно отнести классические «ладушки-ладушки», «сорока-белобока», пальчик-мальчик» и многие другие. Так же потешки развивают не только речь ребенка, но чувство ритма.

Как только ребенок немного подрос, стал свободно говорить, он сам, без подсказки уже начинает пользоваться народными поэтическими произведениями. Связные повествовательные тексты, например, сказки, ему еще не под силу, он может их слушать, но еще не в состоянии пересказать. А вот простые стишки, складные приговорки он легко запоминает и может применить при случае.

Таковы заклички-обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда-то давно заклички были магическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец закликал солнце, дождь и другие силы природы, чтобы дать земле тепло и влагу. Позже заклички стали детскими игровыми стихами. Дети фантазеры и выдумщики, чуткие к слову, дополняют старинные заклятия новыми строками и получаются стишки, наивные с точки зрения взрослого, но выражающие детский взгляд на мир.

Заклички дают возможность ребенку в поэтической форме выразить свое эмоциональное отношение к природе:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи.

Дам тебе каравай –

Весь день поливай!

Но приходит время и на сцену выходят новые, уже более сложные формы народного творчества.

Пословицы и поговорки

Приобщение ребенка к народной культуре немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками. К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается, прежде всего смысл пословицы, как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: «Не поклонясь до земли и грибка не поднимешь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Береги нос в большой мороз».

Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но их обобщающий характер в какой-то мере, доступен его пониманию: «…и грибка не поднять, если не нагнешься». Общая мысль, стоящая за этим суждением, может быть понята им как выражение необходимости труда при любом занятии, любом деле. Более общий переносной смысл пословиц ребенку становится понятен лишь с возрастом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Группировка и запись слов по орфографическим признакам
Этот приём состоит в том, что учащиеся должны записать слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слова. Например: предлагаю ученикам слова: берёза, берег, воробей, малина, город, вагон. Дети должны записать их столбиками: в один столбик слова с безударной гласной а, в другой ...

Содержание гражданской культуры учителя
Стратегия развития педагогического образования отражает основные принципы образовательной политики, направленной на подготовку компетентных, профессиональных и социально грамотных специалистов, готовых к творческой самореализации и саморазвитию в сфере культуры и в области профессионального труда. ...

Одаренность детей как социально-педагогическая проблема
Наблюдения ученых свидетельствуют о том, что умственные возможности людей неравны. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся философы древности, и их менее осведом ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru