Причинами возникновения аграфии у грамотных людей могут быть перенесенные мозговые заболевания различной этиологии и травмы головного мозга в левом полушарии.
В этих случаях нарушения письменной речи выражаются в ее распаде с различной степенью тяжести.
У ребенка дисграфия часто бывает связана с различными нарушениями речи: дислалиями, дизартриями, алалиями – и выражаются в особых трудностях овладения письменной речью. В тяжелых случаях овладение грамотой происходит медленно, с большими затруднениями и требует длительной специальной помощи.
Письменная речь школьника-дисграфика отличается от письма его сверстников большим количеством своеобразных ошибок. Это так называемые специфические ошибки.
Аграмматическая дисграфия охарактеризована в работах Р.Е. Левиной, И.К. Колповской, Р.И. Лалаевой, С.Б. Яковлева). Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых. В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом – «на столом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Похожие статьи:
Система интеллектуального развития детей на основе изучения
музыкального языка
Система интеллектуального развития детей на основе изучения музыкального языка уникальна. Ее автор Кирюшин В.В. постоянно пытался внедрить свою систему в советскую школу, но неизменно наталкивался на сопротивление государственных чиновников, видимо, опасавшихся непредсказуемых последствий интенсивн ...
Личность и авторитет учителя
Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Именно поэтому в психологической науке существует множество определений личности. В.М. Бехтерев утверждает, что «личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самостоятельная особь со своим психическим укладом и с инди ...
Понятие открытого образования и дистанционного обучения
Изменения, происходящие в мире при переходе к постиндустриальному обществу, во многом связаны с появлением и развитием информационных технологий. В свою очередь, информационные технологии становятся движущей силой происходящих изменений. В полной мере это относится к сфере образования. Традиционные ...