Образование: статьи и материалы » Развитие профессиональной компетентности на примере Красночикойского профессионального лицея №22 » Технологическая компетентность

Технологическая компетентность

В настоящее время повышение технологической культуры учащихся является общепризнанной и актуальной задачей. К сожалению, педагогическая наука не удовлетворяет возросшим требованиям практики. Причину следует искать в том, что организация учебного процесса и его содержание не успевают претерпевать адекватные изменения в условиях быстро развивающегося общества, когда время диктует все новые и новые требования.

Сегодня в педагогической науке наблюдается рефлексивный период развития, постепенно переходящий в активный созидательный процесс. Оживление педагогической мысли основано на принципиально новой ориентации: прекращении проектирования единообразного содержания личности и наделения ее уравнительными характеристиками, на отказе от наполнения методики обучения такой системой знаний и способами управления учебным процессом, при которых слабо виден путь к развитию индивидуальной культуры.

Среди проблем педагогической трансформации культуры особое значение приобретает проблема соотношения профессионального образования и воспитания личности.

Почти серьезно говорится о том, что обучение должно строиться исключительно на нормативных показателях. Таким образом, остается в стороне проблема развития творчества и личностного притязания.

Мысль заключается в том, что подход к образованию становится референтным не только на заключительном этапе, но и в текущем процессе. Следует отметить, что современная технология обучения предусматривает формирование знающего и творчески работающего специалиста.

Общество, уровень его культуры создают условия, с которыми человеку приходится иметь дело, их понимание открывает для человека возможность действовать в целях приобретения индивидуального опыта, сопрягающего его с культурой общества; возникшие образовательные потребности имеют личностный характер, они определяют поведение человека в обществе и стимулируют приобретение им культуры как поведенческой, так и профессиональной.

Согласно приведенной логике рассуждения учащийся должен быть поставлен в условия, обязывающие его принять их. В связи с этим у учащихся возникают образовательные потребности, и, как следствие, можно ожидать проявления активности в обучении. Эта мысль не нова. Однако в качестве условий выдвигаются только критерии аттестации и контроля, а не технологические приемы, стимулирующие проявление активности и инициативы студентов, способствующие рефлексии образовательных потребностей, задач овладения общей и профессиональной культурой. Вопрос состоит в том, как создать такие условия.

Общие ответы у нас есть: построить проблемные учебные ситуации, вывести учащихся на социально напряженное содержание целей образования, повысить личностную значимость образования, вызвать опасение за свою судьбу. Следует признать, что хотя эти пути не так уж плохи, технологических средств для их обеспечения у нас маловато, мы не обладаем вариативностью и последовательностью в организации работы учащихся, в методиках не хватает идеи развития, вселяющей в каждого учащегося потенциальные устремления к самосовершенствованию. Нет также и индивидуальных путей управления профессиональным образованием, предполагающих получение полезного результата в конкретных условиях посредством формирования доминирующей мотивации в виде желаний, потребностей, целей в приобретении профессиональных знаний, развитии избирательной направленности на формирование культуры поведения в профессиональной сфере деятельности.

Сегодня формируется особый интегративный тип работника – субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности. Есть еще одно обобщающее качество, необходимое и рабочему, и руководителю – управленцу – профессионализм, т.е. вся совокупность физических, интеллектуальных и деловых способностей специалиста.


Похожие статьи:

Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори
Особое внимание в школах Монтессори уделялось обучению чтению, письму. Она считала, что учить читать и писать детей с раннего возраста не следует. Лучше это делать в шестилетнем возрасте. Но иногда Монтессори отступала от этого правила и обучала детей чтению с четырехлетнего возраста, а письму — с ...

Предпосылки формирования трудовых умений у младших дошкольников
На четвертом году жизни ребенок еще нуждается в уходе и помощи взрослых, воспитатель всемерно поощряет все проявления самостоятельности. Сформированные примерно к середине года навыки одевания, раздевания позволяют педагогу почти полностью отказаться от практической помощи воспитанникам и в основно ...

Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования
Учащиеся должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информа­ционной моделью; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические); что такое реляционная модель данных; основные элементы реляционной модели: запись, поле, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru