Чтобы иметь адекватное представление о социальном климате микросоциума, необходимо иметь в виду особенности образа жизни его населения. Категория «образ жизни» весьма часто встречается в гуманитарных исследованиях, поскольку охватывает совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальных групп, общества в целом и берется в единстве с условиями жизни. В формате данного исследования сложно претендовать на скрупулезное рассмотрение особенностей всех без исключений составляющих образа жизни населения микросоциума малого города - в этом случае есть риск уйти от социально-педагогического предмета и уклониться в области этнографии, социологии и ее частных разделов, демографии и прочее. Поэтому выделим некоторые специфические особенности образа жизни в малом городе.
Социально-психологический климат также имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с деревней - с другой. Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой все друг друга знают, где практически невозможна анонимность. Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни. Жители малого города, как отмечает А.И. Пригожин, обычно держатся прочными родственными и соседскими кланами. Здесь обеспечены, как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам. И еще одна важная особенность - стабильность, устойчивость, неизменность ценятся намного выше, чем успех, склонность к инерции сильнее, чем к развитию.
Однако в целом стиль жизни ориентируется на городской.
Это проявляется:
· в стремлении дать детям определенный уровень образования или престижную профессию;
· в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам; в наличии определенной избирательности в общении;
· в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей.
Влияние малого города на социализацию, определяемое его историей, функциями и социально-психологическим климатом, так же отличается от влияний деревни и более крупных городов.
Как отмечает А.В. Мудрик, в малом городе по сравнению с деревней существует:
· больше возможностей для образовательного и профессионального выбора;
· разнообразия занятий в свободное время, потребления духовных ценностей, социального творчества, самореализации, самоутверждения .
Похожие статьи:
Сущность, функции, компоненты и уровни познавательного интереса
К вопросу познавательного интереса обращались многие мыслители, психологи, педагоги в разные эпохи, поэтому и отношение к значению познавательного интереса складывалось под влиянием социально-политических и морально-этических тенденций того времени. Как уже отмечалось, первые попытки определения по ...
Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций N. Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н.э. Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формац ...
Анализ педагогической
деятельности и условий психического развития и социализации в учреждении
закрытого типа «Детский дом «Родничок»
В связи с необходимостью обновления методических основ работы педагога в учреждениях закрытого типа будет проведена работа по составлению новых методических рекомендаций педагогам – воспитателям детских домов. Закрытость специализированных учреждений, негативизм, несомый ими развитию своих воспитан ...