4. Нельзя указывать ребенку на его ошибки. Это может сформировать негативное отношение к процессу говорения. Взрослый должен давать правильный образец речи, и самому следить за своей речью.
5. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
6. Наберитесь терпения и учите ребёнка, опираясь на характерную для детей склонность к подражанию.
Коррекционные занятия должны помочь детям осознать проблемы тех, кто отличается от них интеллектуальными данными и физическими возможностями. Важно, чтобы обычные дети поняли, как чувствует себя ребенок со сниженными зрением, слухом, двигательными нарушениями. С этой целью на занятиях моделируются ситуации, в которых обычные дети могли бы идентифицировать себя с ребенком с ОПФР, ощутить всю меру возникающих у него трудностей.
Игры и задания на развитие внимания и памяти для родителей представлены в Приложении 4-6.
С целью создания доброжелательных межличностных отношений между детьми, для лучшего познания сверстников педагоги проводили с детьми класса игры спортивного характера, где приходилось делиться на команды, выбирать лидера, постоянно называя имена. Необходимо было создать такую обстановку, чтобы ребята поняли, как весело, хорошо участвовать в совместных делах, помогать друг другу.
Использовался и такой воспитательный приём, как включение педагога или родителей в игру детей на правах участника. Ребята любят, когда взрослые играют вместе с ними, так как для всех детей взрослый, особенно учитель, — всегда авторитет. Ему охотно уступают ведущую роль в игре. Когда педагог руководит действиями детей, всё идёт гладко, интересно. Он придумывает неожиданные ситуации, предотвращает конфликты.
Особое место в работе занимали игры развивающего характера: «Кто больше?» (на придумывание слов), «Кто где?», «Составь слово», «Эхо» и т.д.
Игры на сплочение, на сглаживание межличностных отношений, которые проводились в присутствии родителей, даны в Приложении 7.
Итак, содержание экспериментальной работы с родителями и детьми включало изучение уровня развития ребенка, проведение с родителями индивидуальных и групповых занятий, консультирование и др.
По окончании экспериментального обучения была проведена повторная диагностика развития памяти и внимания младших школьников по той же методике, что и констатирующий эксперимент (см. главу 2.1).
Результаты исследования наглядно отражены на рисунках 2.1 и 2.2.
Первоначальная Итоговая диагностика диагностика
Первоначальная Итоговая диагностика диагностика
Рисунок 2.1.Результаты диагностики развития внимания
В результате этой игры выяснилось, что в классе:
- “Звезды” группы - четыре члена группы получили по 8 выборов.
- “предпочитаемый” - в группе 8 человека.
- “оттесненный” – в группе их 7 человек.
- “отверженный” - таких 1 человека.
- взаимовыбора нет у 8 человек.
Таким образом, посредством формирующего эксперимента, была успешно проведена совместная коррекционная работа по развитию психических процессов и межличностных отношений у детей младшего школьного возраста в условиях интегрированного обучения.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Похожие статьи:
Эффективность использования газеты, как формы педагогического информирования
родителей
На протяжении года мы собирали информацию об эффективности газеты для родителей с целью прогнозирования возможных условий, средств и методов ее улучшения. В качестве методов изучения мнения родителей по поводу газеты, использовались анкеты (анонимные, чтобы обеспечить достоверность информации), бес ...
Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра выполняет важную роль в воспитании, обучении, развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра широко захватывает всю личность ребенка - умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферы, способствует всестороннему развитию детей. По выр ...
Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих работах («Психологической исследование речи»; «Речевая деятельность») рассматривал язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла ...