Образование: статьи и материалы » Принципы компетентностной модели владения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе

Принципы компетентностной модели владения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе

Страница 2

Перечисленные толкования разработаны в контексте разных концепций и разных мировоззрений. Однако они задают важное направление дальнейших исследований.

Процесс более глубокого понимания и конкретизации владения ИЯ развивается во второй половине XX в. и осуществляется, прежде всего, » лингвистике, где разрабатывается несколько вариантов модели владения ИЯ. Существенной методологической предпосылкой конструирования моделей служит определение термина компетенции как единства знаний / умений. Этим самым снимается традиционное противостояние между знаниями и умениями в процессе обучения ИЯ. Знания как бы теряют свою автономность и независимость, хотя, безусловно, их роль в овладении иностранным языком, чрезвычайно велика и находит разное концептуальное выражение. В толковом словаре «компетентность» определяется как основательные знания в какой-либо области, «компетенция» - как область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, круг полномочий. Термин «компетенция» в новом значении был заимствован из английского языка, где он означает способность эффективно действовать, что применительно к области языковой подготовки предполагает овладение и знаниями, и умениями.

Коммуникативная компетенция в проекте Совета Европы представлена в нескольких измерениях: в лингвистическом, прагматическом и в социолингвистическом и содержит общую (базовую) компетенцию.

Общая (базовая) компетенция, основанная на жизненном опыте обучающегося, включает знания о мире, окружающей действительности; социокультурные и межкультурные знания; практические (неязыковые) умения и навыки; умения учиться и познавать новое. К обшей компетенции относят также психологические характеристики личности обучающегося, релевантные в процессе овладения иностранными языками.

Содержание лингвистического компонента составляют знания / умения корректно использовать лексические, грамматические, семантические, фонетические, орфографические и орфоэпические закономерности изучаемого языка, т. е. лексическая компетенция, грамматическая компетенция, семантическая, фонологическая, орфографическая и орфоэпическая компетенции. Являясь составной частью коммуникативной компетенции, лингвистический компонент предполагает не только объем и качество знаний (например, знание смыслоразличительной функции звуков, объем словаря и т. д.), но также когнитивную организацию, способ хранения (ассоциативный ряд лексической единицы) и их доступность (извлечение из долговременной памяти).

Прагматическая компетенция предусматривает знания и умения применять в коммуникативной деятельности прагматические параметры высказывания (адаптация к предмету высказывания, типу адресата, условиям ситуации, интенции автора и т. д.) и охватывает два компонента:

дискурсивную компетенцию (знание и использование правил построения высказываний, их объединения в текст);

функциональную компетенцию (умение использовать высказывания для выполнения различных коммуникативных функций).

Двумя основными показателями уровня функциональной компетенции являются: компетентностный модель владение язык

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников
Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообразн ...

Значение информационно-коммуникационной технологии для профессионального роста преподавателей
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребенка могут повлиять знания окружающег ...

Малые и крупные формы детского фольклора как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения
Одним из главных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением возраста являются малые и крупные формы детского фольклора, который всегда имеет большое значение в воспитании детей, ведь разные формы устного народного творчества служат важнейшими воспитательными средствами ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru