Образование: статьи и материалы » Принципы компетентностной модели владения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе

Принципы компетентностной модели владения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе

Страница 2

Перечисленные толкования разработаны в контексте разных концепций и разных мировоззрений. Однако они задают важное направление дальнейших исследований.

Процесс более глубокого понимания и конкретизации владения ИЯ развивается во второй половине XX в. и осуществляется, прежде всего, » лингвистике, где разрабатывается несколько вариантов модели владения ИЯ. Существенной методологической предпосылкой конструирования моделей служит определение термина компетенции как единства знаний / умений. Этим самым снимается традиционное противостояние между знаниями и умениями в процессе обучения ИЯ. Знания как бы теряют свою автономность и независимость, хотя, безусловно, их роль в овладении иностранным языком, чрезвычайно велика и находит разное концептуальное выражение. В толковом словаре «компетентность» определяется как основательные знания в какой-либо области, «компетенция» - как область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, круг полномочий. Термин «компетенция» в новом значении был заимствован из английского языка, где он означает способность эффективно действовать, что применительно к области языковой подготовки предполагает овладение и знаниями, и умениями.

Коммуникативная компетенция в проекте Совета Европы представлена в нескольких измерениях: в лингвистическом, прагматическом и в социолингвистическом и содержит общую (базовую) компетенцию.

Общая (базовая) компетенция, основанная на жизненном опыте обучающегося, включает знания о мире, окружающей действительности; социокультурные и межкультурные знания; практические (неязыковые) умения и навыки; умения учиться и познавать новое. К обшей компетенции относят также психологические характеристики личности обучающегося, релевантные в процессе овладения иностранными языками.

Содержание лингвистического компонента составляют знания / умения корректно использовать лексические, грамматические, семантические, фонетические, орфографические и орфоэпические закономерности изучаемого языка, т. е. лексическая компетенция, грамматическая компетенция, семантическая, фонологическая, орфографическая и орфоэпическая компетенции. Являясь составной частью коммуникативной компетенции, лингвистический компонент предполагает не только объем и качество знаний (например, знание смыслоразличительной функции звуков, объем словаря и т. д.), но также когнитивную организацию, способ хранения (ассоциативный ряд лексической единицы) и их доступность (извлечение из долговременной памяти).

Прагматическая компетенция предусматривает знания и умения применять в коммуникативной деятельности прагматические параметры высказывания (адаптация к предмету высказывания, типу адресата, условиям ситуации, интенции автора и т. д.) и охватывает два компонента:

дискурсивную компетенцию (знание и использование правил построения высказываний, их объединения в текст);

функциональную компетенцию (умение использовать высказывания для выполнения различных коммуникативных функций).

Двумя основными показателями уровня функциональной компетенции являются: компетентностный модель владение язык

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста
Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологичеких ритмов на физическую работоспособность учащихся средних классов. Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно ц ...

Профессиограмма «товаровед непродовольственных товаров»
Содержание деятельности: оценка качества товаров, их соответствие ГОСТу и ценам производителя. Виды деятельности: маркетинговая, товарно-экспертная, торгово-закупочная, внешнеторговая, организационно-коммерческая, торгово-экономическая, аналитическая, исследовательская. Профессиональные функции: кв ...

Система профессионального образования в РФ
Профессиональное образование – процесс формирования и обогащения установок, знаний, навыков и умений, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности. Система профессионального образования является сложной и иерархической, динамично развивающейся и консервативной моноуровневой и ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru