Образование: статьи и материалы » Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста в условиях учреждения закрытого типа » Характеристика психолого-педагогических особенностей дошкольного возраста

Характеристика психолого-педагогических особенностей дошкольного возраста

Педагогику (в первую очередь педагогику развития) интересует происходящие в человеке изменения и то, как эти изменения повлияют на продуктивную (профессиональную и пр.) деятельность человека в социуме. Именно поэтому, обсуждая эффективность образования, мы должны затрагивать внутренние психические процессы и процесс социализации, как процесс приобщения человека к обществу.

В этой направлении большую работу проделала школа психологии и педагогики развития, работающая на основе идей Л.С. Выготского и его учеников. В частности, она вслед за Выготским предложила обратить внимание на развитие, как на основной инструмент становления человека в обществе и в культуре.

Л.С. Выготский определил развитие как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» . Из определения видно, что развитие – есть процесс поступательный, построенный на движении с одной ступени развития на другую. Эти ступени развития были положены в основу возрастной периодизации психического развития ребенка Д.Б. Элькониным.

Перечислим ключевые понятия концепции Выготского.

1. Зона ближайшего развития. Это понятие в грубом его понимании означает пространство тех действий, которые ребенок может осваивать в сотрудничестве со взрослым, а затем самостоятельно. Это пространство задает направление развития, видение его дальнейшего пути.

2. Ведущая деятельность – это та деятельность, которая определяет основное направление развития в том или ином возрасте. Введение этого понятия дало основание для рассмотрения развития, как процесса, в котором ребенок играет первоочередную роль, своими действиями с окружающей себя действительностью задавая темпы и направленность развития. Ведущая деятельность на разных возрастных этапах различна. Она определяется характером культурного развития общества и непосредственной средой, в которую встроен ребенок на том или ином этапе.

3. Та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности, называется центральным психологическим новообразованием возраста.

4. И, наконец, переход от одной ведущей деятельности к другой называется кризисом развития.

Специфика данной работы требует обращение к конкретному возрастному периоду – периоду дошкольного детства (согласно периодизации Эльконина).

Этот возраст характеризуется возросшей относительно раннего детства самостоятельностью ребенка и вместе с этим, возросшими возможностями. Но взрослая жизнь еще не доступна ребенку, еще не достижима.

В такой ситуации на первый план выходит умение моделировать ситуацию взрослости. Именно поэтому ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра.

Центральным новообразованием возраста считается способность владеть и управлять собственным поведением – произвольность.

Дошкольный возраст – это период от 3 до 7 лет (верхние и нижние границы не фиксированы). Различают младший (ближний к нижней границе) и старший (ближний к верхней границе) дошкольный возраст.

В итоге можно подчеркнуть следующее. Взросление человека – есть переход с одной ступени развития на другую. Для успешной социализации человека необходимо полноценное проживание им каждой ступени развития.

Иными словами человек должен «пройти» ведущую деятельность возрастного этапа, «сформировать и развить» центральные психические новообразования, включиться в социальную общность.

Развитие высших психических функций, которые, по мнению Выготского представлены в сознании единой структурой, происходит за счет той деятельности, которую совершает ребенок. В дошкольном возрасте на первый план выходит память. Она является определяющим элементом в развитии всех остальных функций.

Для дошкольного возраста важными элементами развития является общение с взрослым, коллективное взаимодействие и игровая деятельность. За дошкольным возрастом следует этап младшего школьного возраста. В этом возрасте ребенок начинает свою учебную деятельность. Нет необходимости подчеркивать ее важность и значение в будущей жизни человека. Главным компонентом готовности ребенка к школе является сформированность элементов предыдущего возрастного этапа.


Похожие статьи:

Влияние сформированности полоролевых стереотипов на здоровье подростков
Половое созревание - центральный, стержневой процесс переходного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологических и социальная сил. Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид ...

Система работы по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения средствами произведений детского фольклора
Экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения №218 г. Красноярска в 2012 году. В эксперименте участвовало 13 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом: общее нарушение зрения. Целью констатирующего эксперимента является изучение и ...

Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
Проблеме эмоций уделяли внимание и отечественные и зарубежные психологи. Об односторонности современных зарубежных теорий эмоций в какой-то мере свидетельствуют сами названия: «психоаналитическая» (Фрейд, Холт, Дал); «интеллектуалистическая» (Спенсер); «когнитивная» (Арнольд); «активационно-энергет ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru