Общество, как сложное, системное образование заинтересовано в воспроизводстве собственных членов. Для этого существуют процессы воспитания (как приобщения к моральным нормам), профессионального обучения и пр., и выстроенные для этих процессов институты. В более общем виде процесс включения человека в общество и общественные отношения обозначают термином «социализация».
А.В. Мудрик определил социализацию как «процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм» . Развитию в этом процессе определено ключевое место. Развитие в социализации – это одновременно и ее результат, и ее средство. В этой формуле отражается и основная сложность социализации – создание условий для индивидуализации человека (т.е. становлении его как автономной личности) и для приспособления (т.е. становления социальным существом).
Разрешение этого конфликта ложится на конкретные образовательные системы, конкретные образовательные институты и даже на конкретных педагогов.
Отчасти решение этого конфликта заложено в понимании того, что является нормой развития, как в его психологическом, так и в его социальном аспекте. Иными словами, каким должен быть ребенок как человек, и каким должен быть ребенок как член общества.
Понятие «норма» само по себе неоднозначно. Существует несколько взглядов на сущность норм. Одни рассматривают норму, как усредненное положение вещей, другие же ориентируются на высокие показатели, которые можно достигнуть, и в их понимании норма – это полновесное выражение собственных возможностей.
В настоящее время доминирует компетентностный подход к измерению сформированности практических умений человека, в том числе – социальных.
Б.И. Хасан «компетентностью называл характеристику результатов образовательной практики конкретного человека» . Иными словами компетентность – это практическое умение человека действовать в определенной ситуации. По мнению А.Хуторского, введение данного понятия в нормативную и практическую составляющие образования позволяет решать типичную для российской школы проблему, «когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций». Большинство авторов выделяет следующие характеристики данного понятия:
- компетентность является комплексной характеристикой личности;
- приобретается и проявляется в деятельности (учебной, профессиональной, социальной, бытовой);
- включает не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (умения, опыт, практика), но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, – социально-ценностные составляющие.
Компетентность – важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка.
Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:
• мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
• когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;
• поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.
Похожие статьи:
Что такое задача, классы, виды и этапы решения задач
Отношение к решению задач в преподавании физики резко отличалось в дореволюционной школе и в современной. Вследствие существовавшего в школе начала 20 века разрыва между теорией и практикой, преподаватели в общей своей массе не уделяли внимания решению задач по физике, а учащиеся не стремились прим ...
Исследование интеллекта
Одним из критериев и проявлений школьной дезадаптации является успеваемость или точнее неуспеваемость детей. Предполагается, что уровень успеваемости в очень большой степени обусловлен уровнем интеллектуального развития. Поэтому первой задачей нашего исследования явилось изучение состояния интеллек ...
Оценка уровня речевого развития детей в ДОУ
Базой исследования явилось МБДОУ ДС № 37, дети старшей и средней группы. Группы обучаются по программе «Истоки». В программе «Истоки « целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста ...