Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Страница 7

Рис. 2. Возможные направления движения в образовательном пространстве

Во-вторых, подниматься по ступеням и уровням профессионального образования – «вектор движения вверх». При этом человек может либо последовательно восходить по ступеням и уровням образования, либо какие-то уровни и ступени пропускать. В-третьих, человек может не только продолжить образование, но и сменить его профиль – «вектор движения в сторону».

Опыт показывает, что выбор направления движения по тому или иному вектору осуществляется человеком самостоятельно с учетом особенностей структуры и содержания его образовательных потребностей на различных стадиях жизненного цикла. При этом появляется возможность сохранения непрерывности учебной деятельности и распространения ее на период взрослой жизни человека.

Исходя из вышесказанного следует, что непрерывность профессионального образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания благоприятных условий для ее движения. Создание таких условий осуществляется посредством реализации некоторых свойств, присущих системе непрерывного профессионального образования.

С каждым вектором движения человека в образовательном пространстве можно сопоставить определенное свойство системы непрерывного профессионального образования. Так, свойство многоуровневости имеет отношение к «вектору движения вверх» и предполагает наличие многих уровней и ступеней основного (базового) профессионального образования. Получение профессионального образования определенного уровня означает достижение и подтверждение человеком соответствующего образовательного ценза, которое удостоверяется утвержденным государством документом. Законом РФ «Об образовании» (1992 г.) установлены следующие уровни основного профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. За последнее десятилетие в структурах почти всех уровней произошли изменения за счет введения посредством дополнения к ранее действовавшей системе подготовки специалистов новых подуровней (ступеней). Ступени представляют собой этапы получения профессионального образования одного уровня, предусматривающие различные по объему и направленности профессиональные образовательные программы. Ступени расположены в порядке возрастания сроков их освоения. В основе различий ступеней – различие квалификаций выпускников, получивших соответствующее профессиональное образование. В настоящее время диверсифицированная система профессионального образования в России выглядит как сложная конструкция уровней и ступеней: в начальном профессиональном образовании – две ступени, в среднем профессиональном образовании – две ступени, в высшем профессиональном образовании – три ступени, в послевузовском профессиональном образовании – две ступени (таблица 1).

Таблица 1. Структура системы профессионального образования в России

Уровни профессионального образования

Подуровни (ступени) профессионального образования

Начальное профессиональное образование

Обычный

Повышенный

Среднее профессиональное образование

Базовый

Повышенный

Высшее профессиональное образование

Бакалавриат

Дипломированный специалист

Магистратура

Послевузовское профессиональное образование

Аспирантура

Докторантура

Свойство дополнительности относится в «вектору движения вперед» и предусматривает взаимодополняемость основного (базового) и дополнительного профессионального образования. При этом дополнительное образование является добавочным ко всем уровням профессионального образования (рисунок 3).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Система средств обучения на базе новых информационных технологий
Изучение отечественного и зарубежного опыта использования СНИТ, в частности компьютера, в целях обучения, а также теоретические исследования в области проблем информатизации образования позволяют констатировать, что включение компьютера в учебный процесс оказывает определенное влияние на роль средс ...

Отбор и организация грамматического материала
Грамматика, как уже говорилось, не является самоцелью, она – одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности». Первой этот вывод сделала А.А. Любарская, которая ещё в 1934 г. писала: «Ни на одной стадии средней школы изучение грамматики не рассматр ...

Профессиограмма «товаровед непродовольственных товаров»
Содержание деятельности: оценка качества товаров, их соответствие ГОСТу и ценам производителя. Виды деятельности: маркетинговая, товарно-экспертная, торгово-закупочная, внешнеторговая, организационно-коммерческая, торгово-экономическая, аналитическая, исследовательская. Профессиональные функции: кв ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru