Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Страница 7

Рис. 2. Возможные направления движения в образовательном пространстве

Во-вторых, подниматься по ступеням и уровням профессионального образования – «вектор движения вверх». При этом человек может либо последовательно восходить по ступеням и уровням образования, либо какие-то уровни и ступени пропускать. В-третьих, человек может не только продолжить образование, но и сменить его профиль – «вектор движения в сторону».

Опыт показывает, что выбор направления движения по тому или иному вектору осуществляется человеком самостоятельно с учетом особенностей структуры и содержания его образовательных потребностей на различных стадиях жизненного цикла. При этом появляется возможность сохранения непрерывности учебной деятельности и распространения ее на период взрослой жизни человека.

Исходя из вышесказанного следует, что непрерывность профессионального образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания благоприятных условий для ее движения. Создание таких условий осуществляется посредством реализации некоторых свойств, присущих системе непрерывного профессионального образования.

С каждым вектором движения человека в образовательном пространстве можно сопоставить определенное свойство системы непрерывного профессионального образования. Так, свойство многоуровневости имеет отношение к «вектору движения вверх» и предполагает наличие многих уровней и ступеней основного (базового) профессионального образования. Получение профессионального образования определенного уровня означает достижение и подтверждение человеком соответствующего образовательного ценза, которое удостоверяется утвержденным государством документом. Законом РФ «Об образовании» (1992 г.) установлены следующие уровни основного профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. За последнее десятилетие в структурах почти всех уровней произошли изменения за счет введения посредством дополнения к ранее действовавшей системе подготовки специалистов новых подуровней (ступеней). Ступени представляют собой этапы получения профессионального образования одного уровня, предусматривающие различные по объему и направленности профессиональные образовательные программы. Ступени расположены в порядке возрастания сроков их освоения. В основе различий ступеней – различие квалификаций выпускников, получивших соответствующее профессиональное образование. В настоящее время диверсифицированная система профессионального образования в России выглядит как сложная конструкция уровней и ступеней: в начальном профессиональном образовании – две ступени, в среднем профессиональном образовании – две ступени, в высшем профессиональном образовании – три ступени, в послевузовском профессиональном образовании – две ступени (таблица 1).

Таблица 1. Структура системы профессионального образования в России

Уровни профессионального образования

Подуровни (ступени) профессионального образования

Начальное профессиональное образование

Обычный

Повышенный

Среднее профессиональное образование

Базовый

Повышенный

Высшее профессиональное образование

Бакалавриат

Дипломированный специалист

Магистратура

Послевузовское профессиональное образование

Аспирантура

Докторантура

Свойство дополнительности относится в «вектору движения вперед» и предусматривает взаимодополняемость основного (базового) и дополнительного профессионального образования. При этом дополнительное образование является добавочным ко всем уровням профессионального образования (рисунок 3).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Проект профориентационного тренинга
Тренинговое занятие разработано для старшеклассников с целью активизации процесса самоопределения. Занятие включает вводную, основную и заключительную части. Тренинг «Моя профессия – мое будущее». Приветствие. Упражнение «Имя – легенда». Учащимся предлагается придумать себе псевдоним – профессию, к ...

Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте
Рассмотрев в предыдущем параграфе условия перехода природных задатков в способности, необходимо развить следующий на наш взгляд аспект этой проблемы как характеристика механизма развития творческих способностей младших школьников. В результате экспериментальных исследований среди способностей лично ...

Становление методики развития речи детей как науки
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы. Большое внимание уделял развитию речи детей чешски ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru