Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Страница 8

Эти два вида профессионального образования – основное и дополнительное (иногда в литературе встречается название «последипломное») – тесно связаны, более того, взаимозависимы и предполагают друг друга. Исторически и до сих пор дополнительное образование выполняло компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному (базовому) профессиональному образованию.

На современном этапе соотношение между двумя видами образования, с нашей точки зрения, начинает меняться в пользу дополнительного образования. Дополнительное профессиональное образование в различных формах может стать надежной основой повышения профессиональной мобильности и социальной защищенности личности.

Рис. 3. Взаимосвязь основного и дополнительного профессионального образования

Свойство маневренности имеет отношение к «вектору движения в сторону» и предполагает возможную смену человеком области профессиональной деятельности или получение параллельно профессионального образования в двух или нескольких профессиональных областях. Такие явления в ограниченных масштабах происходили и раньше, теперь, в новых социально-экономических условиях, это может получить массовый характер. Так, например, сегодня уже стало довольно широким явлением одновременное обучение студентов в двух образовательных учреждениях по разным специальностям или освоение двух специальностей в одном техникуме или вузе.

Для обеспечения маневренности и предоставления возможности свободного перемещения обучающегося в профессиональном образовательном пространстве по всем трем векторам движения необходимо предусмотреть процедуру согласования профессиональных образовательных программ от начальной профессиональной подготовки до последипломного образования. Это достигается посредством реализации свойства преемственности. Под преемственностью в образовании понимается «непрерывающаяся связь между различными этапами и стадиями в историческом развитии образовательной теории и практики, базирующаяся на сохранении и последовательном обогащении общих традиций и более частого позитивного опыта, на их постоянном качественном обновлении с учетом изменений, происходящих в жизни общества, и нового содержания образовательных потребностей». Преемственность уровней и ступеней профессионального образования предусматривает последовательность и согласованность в содержании профессиональных образовательных программ, формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Исходя из вышесказанного следует, что многомерный характер системы непрерывного профессионального образования обеспечивается рядом свойств (многоуровневость, дополнительность, маневренность, преемственность), позволяющих наиболее полно удовлетворять все многообразие личностных и общественных потребностей.

Важнейшей проблемой формирования системы непрерывного профессионального образования является разработка ее структуры. Структура любой системы отражает наиболее существенные и устойчивые связи между элементами и их группами, обеспечивающими основные свойства системы. Элементами (звеньями) системы непрерывного профессионального образования являются начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее образование, аспирантура (докторантура), повышение квалификации и переподготовка кадров, получение второго высшего образования и т.п. Безусловно, каждое отдельное звено системы непрерывного профессионального образования имеет свои специфические задачи, обусловленные его ролью, связями с предыдущими и последующими звеньями (или ступенями внутри звена), меняющимися требованиями к качеству обучения. Обеспечивая относительную законченность обучения, каждое звено системы непрерывного профессионального образования несет ответственность за качество аттестации своих выпускников и предоставление им возможности продолжения образования. В связи с этим исключительно большое значение имеет понимание того, что речь идет не просто о конгломерате разных видов и форм образовательных учреждений, а именно о единой системе, в рамках которой их функционирование теснейшим образом взаимообусловлено и подчинено общим для всей системы целям и задачам. «Именно системность непрерывного профессионального образования резко расширяет его возможности, повышает уровень приспособляемости к окружающим общественным условиям, дает возможность гибко и оперативно откликаться на изменение потребностей общества, социальных групп и отдельных личностей» .

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Возрастные особенности младших школьников
1. Анатомо-физиологические особенности возраста. а)Рост и вес. В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, д ...

Анализ опыта социально- педагогической работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях
Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении муниципального района Шенталинский Самарской области. Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творче ...

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Поступивший в школу ребенок авто ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru