Образование: статьи и материалы » Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников » Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине

Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине

Страница 2

Лаборатория народного музыкального творчества ВГПУ существует с 1981 года. Её создателем и научным руководителем является кандидат искусствоведческих наук, заведующая кафедрой этномузыкологии, заслуженный работник культуры России, доцент Г.П. Парадовская. За 25 лет творческой деятельности Лаборатория сформировалась как "научно-исследовательский, методический, координационный центр по восстановлению, изучению и сохранению народных традиций Вологодской области и других регионов России".

Активная собирательская деятельность Лаборатории, организация и проведение фольклорных экспедиций позволили сформировать фонд музыкально-этнографических записей, поле исследования в области традиционной народной культуры. За время работы состоялось более пятидесяти экспедиций в районы Вологодской области и близлежащие территории. В основу экспедиционной деятельности Лаборатории положены принципы и методы исследования, разработанные специалистами Фольклорно-этнографического центра Министерства культуры РФ (г. Санкт-Петербург) .

В целях внедрения фольклорных материалов края в работу культурных и образовательных заведений подготавливаются фольклорно-этнографические сборники, в которых представлены обрядово-праздничные традиции и образцы народной песенной культуры Вологодчины.

Наряду с научно-исследовательской проблематикой Лаборатория решает комплекс задач по формированию и воспитанию фольклорных кадров для учреждений культуры и образования области. В результате совместных заседаний областного департамента образования и ВГПУ в 1997 году на базе музыкально-педагогического факультета и Лаборатории народного музыкального творчества университета начато дополнительное обучение студентов по специальности "Музыкальный фольклор". По окончании студенты получают диплом с квалификацией "Учитель музыки и музыкального фольклора" .

Череповецким центром народной традиционной культуры был разработан и реализован ряд комплексных исследовательских и образовательных проектов, связанных с изучением народных традиций западного региона области и их многоплановых освоением детьми.

Наработки центра и полученные им результаты легли в основу деятельности учреждений культуры и образования не только Череповецкого района, но и других районов области, получили широкую известность и распространение в России. Этот центр народной культуры был основан в 1990 года в с. Воскресенское Череповецкого района. Он открыл новое направление в сфере деятельности учреждений культуры области - направление, связанное с углубленным изучением, сохранением и восстановлением традиций народной культуры.

Сегодня ЦНТК является научно-практическим учреждением с функциями методического центра. В зону его деятельности входит Череповецкий район и районы западного региона Вологодской области. Основой деятельности ЦНТК является изучение народных традиций региона и их состояния на сегодняшний день. Специальным направлением Череповецкого ЦНТК является изучение и восстановление местного гончарного промысла. Промысел Ерги (старинное название села Воскресенское) сейчас хорошо известен в России, а ерговская керамика получила заслуженное признание ценителей и знатоков народного прикладного искусства.

Кадуйский ЦНТК накапливает опыт взаимодействия учреждений культуры с органами местного самоуправления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации, производственными организациями в решении задач восстановления народных традиций района. Уже сейчас определены и практически реализованы оптимальные формы такого взаимодействия. В этом районе принята и начала действовать межведомственная культурно-экологическая программа изучения, сохранения и восстановления народной традиционной культуры.

Экспедиционная работа, проводилась на территории западного региона Вологодской области, фиксируя значительно высокую степень разрушения традиционной культуры, нежели в восточном регионе. Причин этому много. Здесь процветало "охотничество", что тоже не способствовало сохранению традиционного пласта культуры. Крайне негативные последствия на состояние традиций региона оказало строительство Рыбинского водохранилища, повлекшее за собой исчезновение целого ряда деревень и миграции населения.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Педагогическая мысль в Беларуси в XVIII-XIX вв. Вклад в развитие педагогический идей ученых-методистов и деятелей белорусской культуры
В XVIII в. педагогическая мысль Беларуси развивалась на фоне взаимодействия славянских культур - русской, украинской, белорусской и польской. С 1773 г. в Беларуси начала работать Эдукационная комиссия, которая попыталась внестинекоторые преобразования в просвещении, разработала социальные и педагог ...

Педагогические методы исследования
Эффект тренировки оценивался по интенсивности нагрузки. В зависимости от уровня физического состояния (УФС) все занимающиеся были разделены на три группы: первая группа (специальная) - УФС низкий и ниже среднего, вторая (подготовительная) - УФС средний и третья (основная) - УФС выше среднего. Бегов ...

Значение использования информационно-коммуникационной технологии для всестороннего развития учащихся
По действующему Закону «Об образовании в Республики Казахстан» приоритетным направлением современной школы должна стать подготовка ученика как активного субъекта жизни, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Совершенно очев ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru