Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Управление многоуровневой профессиональной подготовкой специалистов и организационно-педагогические условия его реализации

Управление многоуровневой профессиональной подготовкой специалистов и организационно-педагогические условия его реализации

Страница 2

Согласно функциональному подходу (В. И. Зверев, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, А. А. Орлов, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, В. А. Якунин и др.) управление образовательными учреждениями рассматривается как процесс, представляющий собой совокупность непрерывных взаимосвязанных видов деятельности, которые определяются как управленческие функции. Недостаток рассматриваемого подхода, по мнению Ю. А. Конаржевского, в том, что функциональный подход носит ярко выраженный экстенсивный характер, так как в его основе лежит стремление администрации в нарастающем объеме формально проверить, проконтролировать, направить все и вся, не вникая глубоко в суть процесса.

Согласно проблемно-функциональному (проблемно-ориентированному) подходу в образовательной практике вычленяются проблемы, предопределяющие постановку целей управления. Затем для каждой выделенной проблемы разрабатываются программы, которые воплощаются в жизнь через реализацию управленческих функций (Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, П. И. Третьяков и др.). Проблемно-функциональный подход дает возможность достаточно четко оконтурить объект управленческого воздействия, на котором и должно быть сфокусировано функциональное управление. Применение проблемно-ориентированного подхода позволило вычленить проблемы управления профессиональной подготовки специалистов и разработать программу их решения.

Применение системного подхода в исследованиях самых различных педагогических явлений (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Бондарь, В. А. Караковский, Ю. А. Конаржевский, П. И. Третьяков, В. С. Татьянченко, К. М. Ушаков и др.) определило в педагогике качественно новое направление поиска решения управленческих проблем, позволяющих исходить из рассмотрения образовательных учреждений как системы, выявить элементы, их взаимосвязь, системообразующие факторы и интегративный результат.

Сторонники человекоцентристского подхода в управлении образовательными учреждениями (Ю. А. Конаржевский, Н. В. Немова, Т. В. Сидорина, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Р. Х. Шакуров, И. К. Шалаев и др.) включают в его содержание такие положения: а) уважение к человеку, доверие к нему, целостный взгляд на обучающегося и обучающего, фокусирование внимания на развитие их личности, создание ситуаций успеха для участников образовательного процесса; б) придание управлению образовательными учреждениями координирующего и мотивационного характера. Реализация человекоцентристского подхода в практике профессиональной подготовки специалистов позволяет решать такие задачи, как формирование благоприятного социально-психологического климата, стимулирование деятельности участников образовательного процесса.

Исследовательский подход получил свое название благодаря стремлению его разработчиков обратить внимание на исследовательскую направленность управленческой деятельности, которая включает конкретизацию цели, выбор объекта изучения, оптимальных средств достижения цели, способов оценки результатов. Основной акцент в данном подходе делается на повышение исследовательской обоснованности всех принимаемых управленческих решений. Этот подход напрямую зависит от способности руководителя образовательного учреждения использовать в своей деятельности различные методы исследования и умения выбирать наиболее эффективные в логике конкретного объекта управления.

Сущность оптимизационного подхода в управлении состоит в том, чтобы выбрать или сконструировать такую систему мер, которая применительно к условиям конкретного образовательного учреждения преобразовала бы структуру и процесс управления с целью достижения максимально возможных конечных результатов его деятельности при рациональных затратах времени на управленческую деятельность. Использование оптимизационного подхода в практической деятельности профессиональной подготовки специалистов нацеливает на вариативность ее осуществления и разработку комплекса условий, устраняющих односторонность в ее реализации.

При всей важности и необходимости названных подходов, дающих положительные результаты в управлении образовательными учреждениями, они в условиях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов в разной степени ограничены по результату.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Особенности возрастного развития подростков: гендерный подход
Пубертатный период – время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят разли ...

Мировоззрение как основа структуры личности
Принято различать, помимо научного, мировоззрение, в частности, религиозное и житейское и наибольшее разнообразие наблюдается в области житейского (обыденного) мировоззрения, где оно порождается различием социально – экономических и культурно – психологических особенностей проживания людей, различи ...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыт ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru