развитие личности социально-профессионального уровня, обеспечивающего конкурентоспособность специалиста на рынке труда.
Для успешного управления учебной деятельностью обучающихся большое значение имеет профессиональная квалификация преподавателя. Она определяет правильное и всестороннее понимание им сущности процесса, позволяет ему овладеть методами организации и обеспечения этого процесса, правильно оценить складывающиеся условия, учесть влияние привходящих факторов, оптимальным образом их распределить, установить рациональные принципы учебной работы, выявить наиболее эффективные методы и средства для достижения поставленных целей обучения.
М. Т. Громкова так оценивает роль профессиональной квалификации преподавателя: «Подготовка молодых специалистов к вхождению в новые общественные отношения состоит в осознании того, что всякое взаимодействие в социуме есть обмен совокупным продуктом (материальным, интеллектуальным, эмоциональным). Чтобы быть готовым к этому, надо его производить и предъявлять во взаимодействии. В этом и упражняет учебный процесс, если им управляет педагог-профессионал». Умение преподавателя самостоятельно мыслить и учить творчески относиться к получению знаний должно исходить из понимания им всех уровней образовательного процесса как сложной системы.
Каждый из представленных модулей профессиональной подготовки специалистов является законченной педагогической системой и обеспечивает готовность выпускника к деятельности в конкретной сфере. Степень профессиональной квалификации выпускника проявляется в специфических видах профессиональной деятельности, которые он в состоянии выполнять и которые выступают в данном случае в качестве эталонных. Характеристики таких эталонных деятельностей, соответствующих каждому их четырех уровней профессиональной квалификации выпускника, приведены в таблице 3. Следует отметить, что деятельность первого уровня является в основном материальной, технологической, а деятельность всех остальных – интеллектуальной. Представленные характеристики основных видов профессиональной деятельности увязываются с целями соответствующих уровней профессионального образования, сформулированными в таблице 3.
Конечным результатом реализации образовательного процесса на каждом уровне профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, удовлетворяющая потребностям личности и общества.
Таблица 3 Особенности профессиональной деятельности по уровням подготовленности специалистов
Уровни профессиональной квалификации |
Примерная характеристика основных видов профессиональной деятельности |
Первый уровень – рабочая квалификация |
Деятельность по заданному алгоритму, характеризующаяся однозначным набором хорошо известных, ранее отработанных сложных операций с использованием ограниченных массивов оперативной и запасенной информации |
Второй уровень – специалист со средним профессиональным образованием |
Деятельность по заданному сложному алгоритму без конструирования или с частичным конструированием решений, требующая оперирования значительными массивами оперативной и запасенной информации |
Третий уровень – специалист с высшим образованием |
Деятельность с использованием сложных алгоритмов, требующая конструирования решений, характеризующаяся применением элементов научного творчества, а также оперированием большими массивами оперативной и запасенной информации |
Четвертый уровень - исследователь |
Информационно-продуктивная деятельность по созданию ранее не известных теоретических моделей, требующая от человека способностей, обеспечивающих формулировку проблемы в сложных ситуациях, выдвижение и проверку гипотез, оперирование предельными массивами информации, превышающими уровень ранее познанного в соответствующей области |
Похожие статьи:
Идея народности в аксиологическом воспитании детей
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они предпо ...
Игра - зеркало душевных переживаний маленького человека
Может ли ребенок прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра - основная форма познания им жизни. В игре ребенок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Его наблюдения и впечатления цельны и оригинальны, это отражается в игре. Игра - зеркало душевных переживаний маленьк ...
Физиологические критерии здоровья
Напомним, что здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоро ...