Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Эффективность образовательного процесса многоуровневой профессиональной подготовки

Эффективность образовательного процесса многоуровневой профессиональной подготовки

Страница 3

Отмеченные недостатки управленческо-педагогической деятельности преподавателя задают направление совершенствования его профессионального мастерства для продолжения работы в образовательном процессе многоуровневой профессиональной подготовки специалистов.

Готовность выпускников к продолжению образования подразумевает совокупность двух личностных качеств: а) стремление расширить диапазон восприятия жизни и углубить ее понимание; б) развитые умения и навыки к систематической учебной деятельности. Под профессионализмом понимается приобретенная в ходе учебной деятельности способность к компетентному выполнению трудовых функций; уровень мастерства и искусности в определенном виде занятий, соответствующий уровню сложности выполняемых задач. Исходя из этого, можно определить готовность выпускника к продолжению профессионального образования. Это личностное качество, которое означает стремление специалиста расширить диапазон восприятия профессии в процессе компетентного выполнения трудовых функций и углубить понимание на повышающемся уровне сложности выполняемых задач. Стремление к расширению диапазона восприятия профессии и углублению ее понимания формируется в систематической учебной и практической деятельности. При этом повышение сложности решаемых профессиональных задач обусловливает потребность в новых знаниях и мотивирует новое стремление к расширению диапазона восприятия профессиональной деятельности. Этот процесс не имеет завершения. Хотя, конечно, специалист в любой момент может остановиться на достигнутом уровне. Именно такой подход к построению системы профессионального образования преобладал в нашей стране до рыночных преобразований.

Однако в рыночных условиях, характеризующихся высокой динамикой изменений во всех отраслях народного хозяйства, складывается иная ситуация. Изменяющиеся условия как внешней, так и внутренней среды по отношению к образовательной системе сами выступают фактором, мотивирующим стремление к расширению диапазона восприятия профессиональной деятельности. При этом, даже если специалист решает остановить свое образование на достигнутом уровне сложности профессиональных задач, смена условий профессиональной среды будет подталкивать его к расширению диапазона восприятия и понимания процессов профессиональной деятельности. Следовательно, непрерывное профессиональное образование становится необходимостью, так что готовность выпускников к продолжению образования в течение всей профессиональной деятельности следует формировать в образовательном процессе. Перспективное профессиональное образование в условиях научно-технического прогресса - это объективное по своей природе непрерывное профессиональное образование.

Для реализации данной установки требуется адекватный педагогический механизм, который способствует не только формированию такого личностного качества как готовность к продолжению образования в течение всей профессиональной деятельности, но и ясному осознанию обучающимися этой проблемы уже на этапе получения образования.

Для оценки сформированности этого личностного качества нами также был использован метод, разработанный И. К. Шалаевым. Оценка проводилась по четырем уровням: оптимальному (норма-образец), допустимому, критическому, недопустимому.

Для выявления качественных характеристик психологической готовности выпускников к продолжению образования обучающимся предлагалась анкета, содержащая восемь вопросов.

Распределение отвечающих по группам соответствующего уровня производилось на основании положительных ответов на вопросы указанной анкеты. В таблице 10 представлены качественные характеристики выделенных уровней и порядок отнесения положительных ответов к каждому уровню.

Таблица 10 Структура характеристик для определения психологической готовности обучающихся к продолжению образования

Уровень

Качественная характеристика

Оптимальный (норма - образец)

Респондент вполне осознает и внутренне принимает необходимость продолжать профессиональное образование после получения квалификационного документа той ступени образования, которую проходит; понимает объективность расширения диапазона воспитания на повышающемся уровне сложности решаемых задач в процессе профессиональной практики; понимает трудность предстоящей работы и необходимость проявления волевых усилий.

Допустимый

В основном осознает и внутренне принимает необходимость продолжать профессиональное образование после получения квалификационного документа той ступени образования, которую проходит; понимает объективность расширения диапазона восприятия на повышающемся уровне сложности решаемых задач в процессе профессиональной практики; понимает трудности предстоящей работы и необходимость проявления волевых усилий.

Критический

В основном осознает и внутренне принимает необходимость продолжать образование после получения квалификационного документа той ступени образования, которую проходит; недостаточно понимает объективность расширения восприятия на повышающемся уровне сложности решаемых задач в процессе профессиональной практики.

Недопустимый

Внешне принимает необходимость продолжать профессиональное образование после получения квалификационного документа той ступени образования, которую проходит; не понимает объективность расширения диапазона восприятия на повышающемся уровне сложности решаемых задач в процессе профессиональной практики. Не готов к проявлению усилий для обучения после завершения ступени образования, на которой находится в данный момент

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Личностно-ориентированная технология
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность су ...

Авторская технология создания УМК "Компьютерная графика"
Разработка электронных учебно-методических комплексов в среде мультимедиа является длительным и дорогостоящим процессом, поэтому важно хорошо представлять себе все основные этапы создания компьютерного учебного курса и возможные принимаемые на каждом этапе разработки решения. На предварительном эта ...

Классификация игр
Система применения игры в процессе обучения изобразительному искусству будет более понятна, если условно разложить ее содержание на микросистемы - виды, а также выделить их специфику в данном виде деятельности. ОДИ (организационно-деятельная игра) - могут применяться в поисках решения реальных, жиз ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru