Образование: статьи и материалы » Программа деятельности эксперта при проведении аттестации образовательного учреждения » Особенности системы экспертирования образовательного учреждения

Особенности системы экспертирования образовательного учреждения

Страница 2

При коллективной форме работы, эксперты вырабатывают единую согласованную оценку предмета по каждому из критериев.

Успех коллективной работы экспертов зависит от умения организатора создать необходимые условия для обмена мнениями. Обычно коллективная форма работы экспертов разворачивается в виде группового обсуждения. Остановимся на методике проведения групповых дискуссий как наиболее часто используемом методе организации опроса экспертов в системе образования. Преимущества группового обсуждения состоят в том, что в его ходе легко прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения по определенному вопросу, получить аргументацию позиции, подвести к всестороннему видению предмета. Оно позволяет преодолевать приверженность старым образцам, страх перед ошибкой, недоверие к себе. В то же время, если не отслеживать ход группового обсуждения и своевременно не вносить в него коррективы, некоторые эксперты могут попасть под влияние авторитетов и их мнение может быть утеряно. Поэтому роль организатора при коллективной работе экспертов чрезвычайно важна.

Организация группового обсуждения предполагает обеспечение некоторых внешних условий-предпосылок: численность группы участников (их не должно быть более 15 человек); регламент дискуссии (а именно определение заранее времени ее окончания); пространственная организация участников (лучше, если они образуют круг или "подкову" для того, чтобы видеть и слышать друг друга); удобное помещение (должно исключать помехи, иметь удобные посадочные места и необходимое техническое оснащение).

Успех группового обсуждения обеспечивается строгим соблюдением содержания и последовательности фаз его протекания:

определение целей и темы работы (ориентировка, уяснение проблемы);

сбор информации (суждений, мнений, оценок всех участников, выявление позиций);

упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной в ходе работы информации (выбор общей оценки по каждому критерию);

подведение итогов обсуждения - сопоставление его целей с полученными результатами (завершение).

Для того, чтобы обсуждение протекало эффективно, организатору экспертизы нужно взять на себя роль ведущего и строго придерживаться следующей схемы:

1. Изложить цель обсуждения; заинтересовать участников; ясно изложить, что должно стать результатом обсуждения; убедиться в том, что все участники понимают цель одинаково.

2. Собрать исходную информацию: задать участникам обсуждения вопросы (узнать, что каждый думает по этому поводу); выявить мнения всех участников.

3. Резюмировать полученную информацию.

Если имеются далекие друг от друга оценки, необходимо попросить экспертов аргументировать свои позиции. Главная задача организаторов при обосновании крайних оценок состоит в создании условий для наименьшего влияния личностных особенностей и авторитета конкретных экспертов на суждения остальных членов группы. Акцент следует сделать на ценности мнения каждого эксперта и необходимости обоснования оценок для повышения достоверности результатов экспертизы. Далее называется одна наиболее крайняя оценка и предлагается аргументировать ее тому, кто ее предложил. При этом внимание группы следует обратить на объективные стороны выступления, а не на личность выступающего. В случаях, когда приведенные аргументы вызывают живой отклик у остальных членов группы, допускается провести короткое обсуждение, неукоснительно соблюдая правила: не высказывать оценочных суждений, пользоваться только объективными контраргументами. После того, как мнения высказаны, переходят к следующей крайней оценке и процедура повторяется. Иногда в ходе таких обсуждений удается достичь согласованного решения группы по конкретной оценке. В противном случае по окончании обоснования оценок следует предложить экспертам оценить предлагаемые объекты повторно.

4. Зафиксировать в оценочном листе единую оценку, данную экспертами, по каждому из критериев.

5. Сформулировать выводы кратко и ясно: достигнута ли цель обсуждения.

6. Обозначить вклад, который внес каждый из участников.

Основные усилия ведущего в процессе обсуждения концентрируются на создании и поддержании общей атмосферы доверия, открытости, включенности в групповой процесс. Если в роли организатора групповой дискуссии выступает руководитель, то ему необходимо освободиться от отношений принуждения с участниками, принять равенство психологических позиций взаимодействующих сторон, признать активную роль всех задействованных лиц.

Важное значение для успеха группового обсуждения имеет следование всеми участниками определенным правилам поведения, которые объявляются перед началом работы. Самые основные правила состоят в следующем:

не говори больше, чем нужно;

не говори меньше, чем нужно;

не говори неправды;

обсуждай содержание позиции, а не личности партнеров;

не перебивай выступающего;

внимательно слушай указания ведущего по процедуре ведения обсуждения.

При необходимости этот список можно дополнить, уточнить в соответствии с конкретной ситуацией.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Понятие о сущности аудиовизуальных средств
Одной из центральных проблем дидактики является поиск новых, более эффективных способов передачи знаний, способов, которые позволили бы дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении, т.е. облегчить процесс обучения. Любая перспективная система образования уже не может ориентир ...

Учебный блок в технологии концентрированного обучения
Учебный блок является основной учебно-организационной единицей при концентрированном обучении. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных форм организации обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного материала, формирование в ед ...

Содержание линии «моделирование и формализация»
В обязательном минимуме содержания образования по информатике присутствует линия «Моделирование и формализация» Содержание этой линии определено следующим перечнем понятий: моделирование как метод познания, формализация, материальные и информационные модели, информационное моделиро­вание, основные ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru