Образование: статьи и материалы » Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия" » Развитие воображения в дошкольном возрасте

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Страница 3

Способность художника отстраниться от привычного восприятия обыденных вещей, подмечать необычное в обычном характерна для детей. Детское восприятие отличается свежестью, непредвзятостью именно потому, что опыт мал, а интерес к миру велик.

При всём этом свобода детского воображения не беспредельна. А.В. Запорожец отмечал реализм детского воображения. Очевидно, это объясняется изначально взаимосвязанным развитием воображения, восприятия, сознания, отмеченного В.В. Давыдовым.

Что же ещё стимулирует развитие воображения? Творческое воображение стимулируется глубиной чувств. Воображение и чувства в творческом процессе тесно взаимосвязаны, чувства стимулируют работу воображения, образы воображения рождают чувства. У ребёнка чувства неглубокие (хотя и яркие), недостаточно осознанные. Детские чувства отличаются искренностью, непосредственностью. Именно поэтому выразительность детской поделки не всегда является результатом целенаправленных поисков, она может быть случайной, интуитивной, обусловленной яркими впечатлениями и чувствами. Восприятие, мышление, чувства, интуиция проявляются у ребёнка в структуре воображения.

Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Чем младше ребёнок, тем больше он верит в создаваемые им и другими образы.

Так, О.М. Дьяченко установила, что воображение имеет два компонента: порождение общей идеи решения задачи и составления плана реализации этой идеи. Общая идея (или замысел) создаётся по-разному. Дети от 3 до 5 лет в качестве центральной части образа используют элементы реальности, а у детей 6-7 лет эти элементы занимают второстепенное место, новый образ создаётся путём свободного оперирования представлениями.

В исследованиях психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Д. Кошелевой, А.В. Запорожца, О.М. Дьяченко) выделяются и анализируются два вида воображения "познавательное" и "эмоциональное", которые начинают дифференцироваться к трём годам. Первый вид связан с отражением объективного мира, как такового, а второй - с отражением собственных переживаний своего "Я". Эти идеи важны для понимания своеобразия детской художественной деятельности.

Так, по данным О.М. Дьяченко, дети подразделяются по признаку преобладания того или иного вида воображения. А это значит, что одни дети предпочитают изображать предмет, ситуацию более подробно, детально, последовательно, проявляя при этом творчество, а другие - так же творчески фиксируют в изображении в основном свои переживания, отношения.

Полученные О.М. Дьяченко результаты исследования детей обнаружили, что во всех возрастных группах можно найти детей с преобладанием либо познавательного, либо аффективного воображения.

При любом содержании, если у ребёнка доминируют "познавательное" воображение, он будет стремиться более детально изображать предмет и сюжет, а если доминирует "эмоциональное" воображение, дошкольник может удовлетвориться и более схематичным изображением. Для него более важно, чтобы оно позволило ему выразить своё состояние, значимый для него смысл ситуации или предмета.

Таким образом, превалирующий вид воображения влияет на характер произведения, на степень его полноты, детализированности, на смысловые акценты, которые расставляет ребёнок. Данная закономерность позволяет понять, почему в одной и той же группе одни ребята пытаются тщательно изображать, "вырисовывать" детали, а другие только намечают изображение, фиксируя внимание на динамике события. Почему для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, а другим выразить взаимоотношения персонажей, настроение и т.п. учитывая эту закономерность, педагог может соответственно направлять одних детей (с "эмоциональным" воображением) - на усиление в поделке изобразительной стороны, а других (с "познавательным" воображением) - на передачу своего отношения к содержанию. Есть основания полагать, что именно у детей с "эмоциональным" воображением превалируют игровые мотивы в художественной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Элементы народного творчества как средство воспитания целостной личности ребенка
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка. Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно ...

Методические рекомендации к изучению темы
План урока: теория электролитической диссоциации Урок «Теория электролитической диссоциации» располагается по программе в 8 классе, после изучения основных классов неорганических веществ. На данном уроке рассматривается диссоциация веществ с разными типами связей, а так же мы вводим понятия о гидра ...

Характеристика видов новых технологий
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru