В подростковом возрасте изменяются содержание и роль «подражания» в развитии личности, оно становится управляемым и начинает обслуживать потребности личного самосовершенствования ребенка. Так в 6-7 классе многие мальчики, подражая мужественным, смелым, сильным героям фильмов или старшим ребятам, взрослым мужчинам, начинают заниматься воспитанием необходимых качеств через занятия спортом. Вначале это происходит ради развития волевых качеств, силы, а затем продолжают заниматься для достижения высоких результатов, что способствует развитию мотивации достижения успеха. Полезные волевые качества, закрепившиеся в ходе этих занятий, затем могут перейти на профессиональную деятельность, определяя вместе с мотивацией достижения успеха ее практические результаты. У девочек выработка качеств, аналогичных волевым, идет иначе. Они особенно стараются преуспеть в учебе, много занимаются теми предметами, где что-то не получается. Они занимаются искусством, домоводством, женскими видами спорта, т.е. у них вырабатывается настойчивость и работоспособность в тех видах деятельности, преимущественно которыми им придется заниматься в будущем.
Одним из центральных моментов развития в этом возрасте становится «чувство взрослости» и вытекающее из него стремление делать что-то полезное, социально значимое, потребность в утверждении личного достоинства и требование к взрослым уважать и считаться с этим. Этим объясняется увлеченность подростков просоциальной и общественно полезной деятельностью.
Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи достаточно интеллектуально развитым человеком, обладающим определенными способностями, умениями, т.к. отрочество - это период бурного развития познавательных процессов, становления избирательности восприятия, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии - способности делать предметом своей мысли саму мысль - даст средство, с помощью которого ребенок может размышлять о себе. Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности. Постепенно вырабатываются некоторые критерии оценки самого себя, происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку.
Поэтому проведение учебно-воспитательных мероприятий должно строиться с учетом индивидуальных особенностей взрослеющего ребенка, на основе тактичного и уважительного отношения к инициативе, самостоятельности и интересам подростков.
Похожие статьи:
Общеразвивающие упражнений в младшей группе
1. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети стро ...
Организация и проведение занятий на глубокой воде
Объем временных затрат на проведение занятий на мелководье делает возможным проведение занятий на глубокой воде лишь начиная с конца средней группы. Большое значение в обучении на глубокой воде имеет показ упражнения в целом и отдельных его элементов. Показывать упражнение лучше всего непосредствен ...
Программа профилактики насилия над детьми в семье
Программа профилактики насилия предполагает осуществление социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих подверженности несовершеннолетних жестокому обращению, всех видов насилия. Цель программы – содействие предупреждению семейного неблагоп ...