Экономика это всего лишь технология перераспределения ресурсов и добавочной стоимости, величина переменная, а гражданское общество же стало в некоторых странах константой социально-экономического развития.
Однако должен существовать некий механизм, обеспечивающий самовоспроизведение структуры гражданского общества в новых поколениях, обеспечивающий устойчивость основных сущностных признаков к кардинальным изменениям, подобно генетическому коду, благодаря которому воспроизводится род человеческий.
Причина этой устойчивости в существовании особого рода культуры, присущей гражданскому обществу, - гражданской культуры, - поскольку именно культура наиболее устойчивая к изменениям и инерционная сфера социальной жизни: опыт поколений, кодифицированный в культуре, представляет собой детерминанту, которая «выстраивает» виды и способы деятельности людей. В этом отношении традиции культуры кажутся консервативным фактором, но они сохраняют стабильность форм жизнедеятельности людей.
Таким образом, можно сказать, что гражданская культура выступает в качестве духовного субстрата гражданского общества, обеспечивающего его стабильность и жизнеспособность. В свою очередь, именно гражданское общество породило гражданскую культуру, стало объективной основой для существования этого феномена.
Гражданскую культуру можно охарактеризовать как исторически обусловленный способ духовно-практической деятельности человека по освоению действительности, воплощающий опыт предшествующих поколений.
Гражданская культура, создавая единую базу для осознания и активного использования гражданских прав, свобод и обязанностей, функционирует на основе относительно устойчивых представлений, убеждений, ценностей и норм, признанных большинством членов сообщества. Она является фактором, интегрирующим личные и общественные интересы.
Таким образом, гражданская культура имеет целостный системный характер.
Одним из первых ученых, который обратил внимание на существование особого вида культуры, названного им «гражданской культурой», был американский ученый Э. Шилз. Под гражданской культурой он подразумевал специфическую форму синтетической культуры, объединяющую явления гуманистической и научно-технической культур.
Однако широкое изучение ее содержания началось с известной работы Г. А. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура: Политические позиции и демократия в пяти странах», изданной в 1963 году.
Понятие «гражданская культура» возникло первоначально как определенная теоретическая модификация, прежде всего, политической культуры. Американские исследователи Г. Алмонд и С. Верба в содержание «гражданской культуры» вкладывали значение этой культуры для эффективности и стабильности демократического устройства государства, интерес к политике, участие в ней, политическую информированность.
Однако с течением времени политическая и общественная жизнь в мире изменились кардинальным образом. Появление разнообразных движений и инициатив, расширение гражданских прав и свобод создали благоприятные условия для перехода к демократической модели устройства общества. Сформировалась новая система ценностей и норм, убеждений и образцов поведения, соответствующих природе демократии. Отражение всех этих реальностей обнаруживаются в новых подходах к понятию «гражданская культура». Понимая, что политика не охватывает всех форм проявления жизнедеятельности общества, Г.А. Алмонд и С. Верба пересматривают свою концепцию, и уже сами трактуют понятие гражданской культуры несколько по-иному. «Гражданская культура, — пишут Г.А. Алмонд и С. Верба, — это смешанная политическая культура. Политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, причем, как правило, не очень важную их часть». В.Н. Амелин дополняет эту новую формулировку пояснением, что гражданская культура включает круг вопросов, связанных с согласием относительно природы политического режима и взаимодействием различных субъектов общества. Уже в этой трактовке указывается, что к политической составляющей гражданской культуры присоединяются другие сферы жизнедеятельности общества.
Похожие статьи:
Программа работы социального педагога по преодолению негативного
воздействия телевидения на младших школьников
В ходе предварительного эмпирического исследования нами было выяснено, что в исследуемой нами группе детей большой популярностью пользуются развлекательные передачи. Проведенное в первой главе исследование позволяет сказать, что их качественное содержание в совокупностями с особенностями восприятия ...
Формирование мировоззрения через социокульурное содержание школьного курса
информатики
Прежде всего, необходимо определить значение слов «социокультурный опыт». Это накопленный в течение столетий творческий опыт поколений, неразрывно связанный с духовными устоями, героической историей и культурой нашей страны. И это созидательный опыт межпоколенного взаимодействия, безусловно, должен ...
Содержание студийных занятий и самостоятельных работ студентов
Подготовительные упражнения, оборудования и инструменты. Учебные помещения для рисования имеют специальное оборудование, состоящие из различных мольбертов для крепления бумаги, подставок для натуры, набора учебного реквизита (гипсовых слепков геометрических дел, орнаментов, архитектурных деталей, о ...