Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогических вузов

Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогических вузов

Страница 6

Все рассмотренное с очевидностью показывает, что проблема личностно-деятельностного подхода к научению (с позиции обучающегося) в дополнение кличностно-деятельностному подходу к обучению (с позиции педагога) ставит перед частными методиками преподавания целый ряд проблем: проблему изменения распространенной позиции преподавателя-информатора, источника знаний, контролера на позицию фасилитатора; проблему создания учебной ситуации раскрепощения человека, снятия социальных барьеров, затрудняющих педагогическое общение.

В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе происходит формирование гражданской кульутры учащегося через создание условий для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной за счет активизации внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.; оно принимает их и соразмеряется с ними.

Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.

Одним из самых ярких проявлений личностно-ориентированного подхода на практике является технология деловой игры.

Технология деловой игры, реализуя принципы системности, активности, осуществляет основное назначение высшего образования – глубинную профессионально-предметную и социальную подготовку специалистов, а следовательно является одним из условий формирования гражданской культуры обучающихся.

Деловая игра – это форма активного деятельностного обучения. Она предполагает определение целей (собственно игровые и педагогические: дидактические и воспитательные), содержание игры и наличие игровой и имитационной моделей. Имитационная модель, в которой отражен дидактически обработанный (обобщение, упрощение, проблематизация) фрагмент профессиональной реальности, является предметной основой квазипрофессиональной деятельности студентов. Игровая модель имеет собственную структуру.

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста; обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную компетенцию и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе, навыки профессионального общения с людьми и управления ими). Но эта «серьезная» деятельность реализуется в игровой форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально раскрепоститься, проявлять творческую инициативу.

Психолого-педагогические принципы деловой игры:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Роль инноваций в развитии школы
После того, как всесторонне проанализирована ситуация в школе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения ...

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки
Вторая половина XIX в. была порой расцвета русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. Как писал один из его последовател ...

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Поступивший в школу ребенок авто ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru