Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Интерактивные технологии формирования гражданской культуры будущего учителя

Интерактивные технологии формирования гражданской культуры будущего учителя

Страница 1

Термин «интерактивное обучение» пришел к нам из английского языка («interactive»: «inter» - между, меж; «active» - от «act» - действие) и представляет собой перевод термина interactive learning. Таким образом, интерактивное обучение - это обучение, основанное «на прямом взаимодействии обучающихся с учебным окружением». Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта.

Если приложить эту схему к привычному для всех преподаванию на занятии, станет понятно, что в традиционном процессе стадии переживания конкретного опыта и его осмысления отсутствуют, а применение на практике полученного опыта заменяется «закреплением» теоретического материала. В традиционном обучении ведущий (преподаватель, учитель, тренер) выполняет роль «фильтра», который пропускает через себя учебную информацию. Таким образом, остается только обобщение: обучающиеся превращаются в пассивных слушателей, внимающих, как учитель излагает им обобщенный опыт человечества, рефлексируя по этому поводу в меру своей увлеченности предметом. В интерактивном же обучении преподаватель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, эксперта, фасилитатора, создателя условий для инициативы студентов. М.В. Кларин в статье «Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта». особое внимание уделяет экспертной и фасилитаторской позиции педагога. В интерактивном обучении педагог на какое-то время выходит из роли «носителя знания» и в эту роль ставит самих участников процесса обучения. Его задача состоит в том, чтобы поддержать (фасилитировать) процесс выработки нового опыта. Слово «фасилитация» происходит от латинского корня, обозначающего «помощь». Опыт участников всегда несет в себе зерна нового. Задача фасилитатора – помочь им прорасти, то есть в самом общем виде задача фасилитатора – направлять процесс обмена информацией. В этом основное его отличие от роли эксперта, задача которого – самому предоставлять информацию, выстаивать и направлять решения. Образно говоря, задача эксперта – прокладывать маршрут, а задача фасилитатора – направлять движение. Его активность уступает место активности обучающихся, его задача – создать условия для их инициативы.

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только «учебному». В интерактивном обучении «источником новизны стало преобразование имеющегося опыта. Новое знание, умение, отношение формируется на основе и в связи с таким опытом. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте студента. В таком обучении студенты выступают не пассивными «обучаемыми», но полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт ведущего, который не дает готовых знаний, а лишь побуждает к самостоятельному поиску. Объем опыта и его интенсивность-это только предпосылка, условие для его интенсивного, глубокого осмысления, то есть для получения собственно учебных результатов.

Существует большое количество приемов и ухищрений, с помощью которых ведущий может поддерживать высокую активность участников, но они все же будут оставаться пассивными зрителями и слушателями. Чтобы разобраться в особенностях интерактивного обучения, разделим активность участников на физическую, социальную и познавательную.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности развития воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"
Чтобы подтвердить теоретическую часть данного исследования мы приступили к опытно - экспериментальной части нашей работы. Нами была поставлена следующая задача: проверить в процессе опытно - экспериментальной работы педагогические условия развития воображения старших дошкольников посредством природ ...

Принципы образования
Опорные постулаты системы образования В. В. Розанова изложены в статье "Три главные принципа образования", в которой он предлагает свой вариант более эффективной работы школьной системы. Обратимся к ней. Прежде всего - это принцип индивидуальности. Причем индивидуальность должна быть сохр ...

Использование экологических понятий и нравственно-экологических представлений при изучении курса “Человек и мир”
Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе “Человек и мир” происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров. С самых первых уроков “Человек и мир” человек, природа и общество рассматрива ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru