Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Представители творческой педагогики советского периода и их роль в обогащении теории и практики воспитания

Представители творческой педагогики советского периода и их роль в обогащении теории и практики воспитания

Страница 1

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934). Известен как создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений "Сеттлемент" (1906), "Бодрая жизнь" (1911), "Первая опытная станция" (1919-1932). В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. Написал работы: "Годы исканий", "Бодрая жизнь", "Системарусского детского сада", "Учет –основа метода".

Источник развития педагогической науки С.Т.Шацкий видел в анализе организованного воспитательного процесса и обстоятельств, лежащих вне такого процесса (влияние улицы, семьи, сверстников и пр.). Он считал, что главное влияние на развитие ребенка оказывают не генетические задатки, а социально-экономическая среда: "Мы не должны рассматривать ребенка самого по себе, а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые в нем обнаруживаются как идущие от окружающей среды". Такой подход резко контрастировал с биологизмом педологии. Педагог высказывал сомнения в правомерности создания педологии как новой отрасли знания, но и отвергал примитивно-социологизаторский подход к ребенку, считая безумием "ломать" детскую природу и "ковать" нового человека во имя прекрасного завтра.

С.Т.Шацкий сформулировал важные цели обучения и воспитания: соответствие социальному заказу и одновременный учет индивидуальных особенностей личности; формирование у детей умения объединять усилия при достижении общей цели (самоуправление); учет макро- и микросоциального окружения ребенка. Оставляя за школой основную роль воспитательной работы с детьми, С.Т.Шацкий подчеркивал, что учебно-воспитательное учреждение должно быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром и координатором воспитательного воздействия среды. Главными факторами деятельности ребенка в процессе обучения и воспитания называл творчество и самостоятельность.

Павел Петрович Блонский (1884-1941). По окончании историко-филологического факультета Киевского университета (1907) преподавал педагогику и психологию в московских женских учебных заведениях, с 1913 г. начал читать лекции по психологии и философии в Московском университете в качестве приват-доцента. П.П.Блонский являлся одним из создателей Академии социального воспитания им. Н.К. Крупской, участвовал в подготовке научных кадров, руководил коллективом молодых психологов и аспирантов в Московском институте психологии. Опытная и экспериментальная работа в школе была неотъемлемой частью научной деятельности П.П.Блонского. Издал свыше 200 работ по психологии, педагогике, философии, в том числе книги: "Трудовая школа", "Педагогика", "Основы педагогики", "Память и мышление", "Развитие мышления школьника". Написал автобиографическую работу "Как я стал педагогом".

П.П.Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует философских обоснований, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Она должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Важнейшим инструментарием научной педагогики и гарантией достоверного педагогического знания считал объективные статистические сведения о ребенке и детстве, полученные с помощью различных тестов. П.П.Блонский не любил учителей, которые приходят на урок, спрашивают, ставят оценки, задают на дом и покидают класс. Он хотел дать учителю истинное, серьезное знание о ребенке. Когда появилась новая наука - педология, наука о поведении ребенка, он увлекся ею, написал большой труд - "Педология", а также книги - "Педология в массовой школе" и "Трудные школьники", и которых полно и последовательно изложил основы этой науки.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Выявление изменений в умении образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Задачи контрольного этапа: оценить уровень изменений в умении образовывать слова-действия детьми базовой группы; сравнить начальные и конечные показатели и выявить изменения по уровню развития умений образовывать глагольные формы детьми базовой группы. Задания для контрольного опроса распределены а ...

Методики для изучения проявления в общении детей третьего года жизни с ЗРР невербальных средств
Диагностика детей данной категории основывается на положениях о нормальном развитии речи детей в раннем возрасте (А.Н. Гвоздев,). В основе проведения диагностики по выявлению задержки речевого развития у детей с ЗРР 2–3 лет лежат следующие параметры: выявление уровня восприятия речи взрослого; выяв ...

Общеразвивающие упражнений в младшей группе
1. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети стро ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru