Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Белорусские педагоги XX в. и их исследования в области обучения и воспитания

Белорусские педагоги XX в. и их исследования в области обучения и воспитания

Страница 2

Активизируются исследования по истории педагогической мысли и образования Беларуси (Е.Г.Андреева, Л.Н.Дрозд, М.С.Мятелъский, З.А.Пастухова, Г.Г.Сенъкевич, С.А.Умрейко и др.). Вслед за опубликованными работами С.А.Умрейко, И.М.Ильюшина "Народное образование в Белорусской ССР" (1981) и коллективной монографией "Нарысы гiсторыi народнай асветы i педагапчнай думкi у Беларуси под редакцией С.А.Умрейко, Г.Г.Сенькевича и др. (1968) появились учебные пособия С.В.Селiцкого "Братские школы в Белоруссии", Г.ГСенькгвич "Женские училища и гимназии в Белоруссии во второй половине XIX века", А.В.Трухан "Педагогические общества и пресса начала XX века". Под редакцией М.А.Лазарука изданы коллективные монографии "Асвета i педагагiчная думка Беларусi са старажытных часоу да 1917 года" (1985) и "Антология педагогической мысли Белорусской ССР" (1986).

В начале 90-х гг. в связи с образованием Республики Беларусь теоретико-методологические и научно-методические проблемы исследования были связаны с созданием национальной системы образования и воспитания. Разработанная в НИИ РБ (В.П.Пархоменко, Н.И.Латыш, В.П.Ставров) и одобренная в 1993 г. Советом Министров республики "Концепция образования и воспитания в Беларуси" содержала ряд идей (переход на 12-летнее среднее образование, 5-дневную учебную неделю, начало обучения с 6 лет и др.), которые легли в основу реформирования национальной системы образования.

Особо значимыми в 90-е гг. стали проблемы формирования профессионализма и педагогического творчества учителя. Важный вклад в их разработку внесли А.И.Жук, А.И.Кочетов, В.П.Пархоменко, А.П.Сманцер, В.П.Тарантей, Л.Н.Тихонов, И.Ф.Харламов, И.И.Цыркун и др. В монографии В.П.Пархоменко "Творческая личность как цель воспитания" (1994) представлена концепция целеполагания в образовательно-воспитательной системе, раскрыта его специфика, основные структурные компоненты и детерминанты. В работе А.А.Гримотя и Л.Н.Тихонова "На шляхах да стварэння нацыянальнай сiстэмы падрыхтоукi педагагiчных кадрау" (1993) изложены теоретико-методические основы многоуровневой национальной системы подготовки педагогических кадров.

Проблема качества педагогической деятельности широко представлена в статьях И.Ф.Харламова "О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве" (1992), "Ступенi прафесiянальнага росту настаунiка" (1993), "Педагагiчнае умельства: сутнасць i праблемы фармiравання" (1995) и др. В них дается научно обоснованная трактовка понятий "педагогическая умелость", "педагогическое мастерство", "педагогическое творчество", "педагогическое новаторство", рассматриваются условия формирования этих профессиональных образований.

Дальнейшую разработку в 90-х гг. получили вопросы гуманизации и гуманитаризации образования: воспитание национального самосознания и нравственных идеалов личности (В.Ф.Володъко, А.А.Гримоть), ценностных ориентации учащихся (И.ИПрокопьее), развитие духовных сил и способностей личности (Ф.В.Кадол), формирования гуманистической системы воспитания (В.Т.Кабуш), педагогической культуры семьи (Е.И.Сермяжко, В.В.Чечет) и др. В книге В.Т.Кабуша "Выхаванне у сучаснай школе" (1995) определяются цели, задачи и содержание воспитания, рассматриваются теоретические, методические и организационные подходы к системе воспитания на основе экспериментальных данных, положительной и негативной практики работы школ Беларуси. В пособии для педагогов Ф.В.Кадола "Воспитание чести и достоинства старшеклассников" (1998) дается историко-педагогический анализ этой проблемы, определяются понятия "честь" и "достоинство", раскрываются психолого-педагогические предпосылки и пути формирования этих качеств у старших школьников.

В эти годы интенсивно исследуется история белорусской педагогической мысли (Е.Г.Андреева, В.С.Болбас, ГА.Бутрим, Е.Л.Евдокимова, К.А.Кулинкович, С.В.Снапковская, Т.Г.Шаронова), дальнейшее развитие получает коррекционная педагогика (Т.И.Григорьева, Т.Л.Лещинская). Оформляется такая отрасль педагогической науки, как сравнительная педагогика, становление которой обеспечили исследования В.И.Андреева, В.А.Капрановой, Э.Н.Крайко и др. Начаты исследования в области стандартов образования {М.С.Крот, Г.Н.Петровский).

С середины 90-х гг. активизируются исследования в области высшего педагогического образования, которые набирают силу и в начале 2000-х гг. дают существенные результаты. К этим исследованиям относятся: разработка концепции непрерывного педагогического образования и концепции высшего педагогического образования по многоуровневой системе (А.И.Жук, Р.С.Пионова, А.П.Сманцер, В.И.Стражев); создание нормативного курса педагогики высшей школы (Р.С.Пионова); изучение вопросов преемственности в обучении школьников и студентов (С.А.Пуйман, А.П.Сманцер); развитие научных основ педагогической практики студентов (И.Ф.Харламов, В.П.Горленко, Т.К.Каленникова, С.С.Кашлев). В монографической работе Р.С.Пионовой "Педагогика высшей школы" (2001) дается анализ современной системы подготовки педагогических кадров в Республике Беларусь, раскрываются теоретико-концептуальные и методические основы обучения и воспитания студентов. В монографии В.П.Горленко "Педагогическая практика студентов: развитие научных основ" (2002) анализируется генезис и эволюция педагогической практики в системе подготовки будущих учителей, раскрываются теоретико-методические основы и инновационные подходы к ее дальнейшему совершенствованию с учетом научных основ ее организации.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников
На основе анализа психолого-педагогической, методической и научной литературы нами разработаны следующие рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста: 1. Поскольку представленная в п. 2.2 программа по развитию чувства юмора у старших дошколь ...

Виды обучения и их характеристика
Исторически первым известным видом систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания истины путём постановки наводящих вопросов. Он получил название метод сократической беседы – постановкой вопроса учитель возбуждал любопытств ...

Информационно-коммуникационные технологии
Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru