Образование: статьи и материалы » Работа со словами с непроверяемыми написаниями. Приемы ассоциативной связи при работе со словарными словами » Работа над запоминанием слова

Работа над запоминанием слова

При работе над «словарными» словами определённую трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, упражнения должны опираться на различные виды памяти. Для закрепления правильного написания словарных слов, в своей работе использую различные виды упражнений.

Запись слов по алфавиту.

Знание детьми алфавита использую при работе со словами с непроверяемыми написаниями. Записываю на доске несколько словарных слов и предлагаю записать эти слова в тетрадь, расположив их по алфавиту. Например, на доске даются слова: город, работа, карандаш, ученик, молоко. Дети записывают, подчёркивая непроверяемые орфограммы: город, карандаш, молоко, работа, ученик.

Постепенно задания усложняются. Детям предлагается записать слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв. Например, на доске предложены слова: багаж, батон, билет, берёза. Учащиеся записывают: багаж, батон, берёза, билет.

Затем детям предлагаются более сложные задания. На доске записываю слова: азбука, газета, герой, пенал, апельсин, помидор, автобус, горох, пирог. Дети должны записать слова в три столбика, расположив в каждом слова по алфавиту:

Автобус газета пенал

Азбука герой пирог

Апельсин горох помидор

Выборочный диктант или выборочное списывание.

Исходный этап в работе над словами с непроверяемыми написаниями – обучение учащихся умению находить эти слова в тексте. Поэтому на уроках часто провожу выборочные диктанты или выборочное списывание. Для этого использую тексты из учебников, или специально подбираю небольшие тексты, предложения и группы слов, в которых встречаются словарные слова.

При проведении выборочного диктанта, читаю вслух текст, а ученики записывают слова с непроверяемыми написаниями. При проведении выборочного списывания текст читается детьми (из учебника, с доски) и словарные слова записываются из текста.

Этот вид работы можно усложнить. Предлагаю детям записать в один столбик слова с непроверяемыми безударными гласными, а в другой с проверяемыми безударными гласными, написав в скобках проверочные слова.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями, но и закрепляют правописание тех и других.

Выборочный ответ.

Недавно я стала использовать в своей работе элементы программированного обучения, в частности выборочный ответ. Предлагаю ученикам карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Здесь же есть несколько ответов, один из которых правильный, а остальные неправильные. Ученик должен выбрать правильный ответ.


Похожие статьи:

Методика проведения дидактических игр
Организовать и провести дидактическую игру - задача, достаточно сложная для педагога. Каждому педагогу необходимо овладеть методикой проведения дидактических игр. Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить це ...

Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе
Исторически сложилось так, что в педагогической науке наиболее разработанными оказались приемы формальных отношений в коллективе. Неформальные же отношения,несущие эмоциональную нагрузку, незаслуженно оказались в тени. Трудности,с которыми сталкиваются как начинающие,так и зрелые педагоги при устан ...

Понятие и сущность самоконтроля в жизнедеятельности
Организация контроля за самостоятельной работой - вопрос весьма тонкий и противоречивый. С одной стороны, он как бы ослабляет, снижает самостоятельность, а с другой - необходим для повышения ее эффективности. Вот почему конкретные формы и методы контроля должны быть гибкими, обстоятельно продуманны ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru