При работе над «словарными» словами определённую трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, упражнения должны опираться на различные виды памяти. Для закрепления правильного написания словарных слов, в своей работе использую различные виды упражнений.
Запись слов по алфавиту.
Знание детьми алфавита использую при работе со словами с непроверяемыми написаниями. Записываю на доске несколько словарных слов и предлагаю записать эти слова в тетрадь, расположив их по алфавиту. Например, на доске даются слова: город, работа, карандаш, ученик, молоко. Дети записывают, подчёркивая непроверяемые орфограммы: город, карандаш, молоко, работа, ученик.
Постепенно задания усложняются. Детям предлагается записать слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв. Например, на доске предложены слова: багаж, батон, билет, берёза. Учащиеся записывают: багаж, батон, берёза, билет.
Затем детям предлагаются более сложные задания. На доске записываю слова: азбука, газета, герой, пенал, апельсин, помидор, автобус, горох, пирог. Дети должны записать слова в три столбика, расположив в каждом слова по алфавиту:
Автобус газета пенал
Азбука герой пирог
Апельсин горох помидор
Выборочный диктант или выборочное списывание.
Исходный этап в работе над словами с непроверяемыми написаниями – обучение учащихся умению находить эти слова в тексте. Поэтому на уроках часто провожу выборочные диктанты или выборочное списывание. Для этого использую тексты из учебников, или специально подбираю небольшие тексты, предложения и группы слов, в которых встречаются словарные слова.
При проведении выборочного диктанта, читаю вслух текст, а ученики записывают слова с непроверяемыми написаниями. При проведении выборочного списывания текст читается детьми (из учебника, с доски) и словарные слова записываются из текста.
Этот вид работы можно усложнить. Предлагаю детям записать в один столбик слова с непроверяемыми безударными гласными, а в другой с проверяемыми безударными гласными, написав в скобках проверочные слова.
В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями, но и закрепляют правописание тех и других.
Выборочный ответ.
Недавно я стала использовать в своей работе элементы программированного обучения, в частности выборочный ответ. Предлагаю ученикам карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Здесь же есть несколько ответов, один из которых правильный, а остальные неправильные. Ученик должен выбрать правильный ответ.
Похожие статьи:
Методы и формы воспитания личности в спорте
Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы физического воспитания. Собственно, физическая культура и спорт выступа ...
Общие взгляды Г.Н. Гейбатова на цели подготовки скульпторов в стенах
Института искусств ДГПУ
Воспитанником Санкт-Петербургской академии художеств являлся и Гейбат Нурахмедович Гейбатов, выдающийся дагестанский художник. Биография Гейбатова Гейбата Нурахмедовича очень схожа с теми послевоенными мальчишками, которые воспитывались в детских домах, в которых ему приходилось жить до окончания 7 ...
Информационные технологии в преподавании математики
Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образован ...