В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые и дифференцированно-групповые, а так же парные работы учащихся.
Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы задания.
При коллективной работе наблюдаются следующие признаки:
класс осознаёт коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую оценку;
организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителем;
действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому проявить себя в общей деятельности;
есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
С позиции целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. Урок – это такая форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).
Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Он выделяет:
комбинированные, или смешанные, уроки;
уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;
уроки закрепления и повторения знаний;
уроки обобщения и систематизации изученного;
уроки выработки и закрепления умений и навыков;
уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.
Похожие статьи:
Формирование умения образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим
недоразвитием речи в повседневной деятельности
Задачи обучающего этапа: апробировать подобранные методы и приёмы обучения детей 5-6 лет с ОНР различным способам словообразования в повседневной жизнедеятельности; составить комплекс наглядных пособий, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых при обучении образованию слов-действий де ...
Анализ учебного плана по специальности менеджмент
Место учебной дисциплины «Статистика» в системе подготовки специалиста. Учебная дисциплина «Статистика» входит в учебный блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД.04 Статистика). Количество часов на весь блок общепрофессиональных дисциплин – 1085, из них общеобязательных – 790, на самостоятельное из ...
Отбор и организация грамматического материала
Грамматика, как уже говорилось, не является самоцелью, она – одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности». Первой этот вывод сделала А.А. Любарская, которая ещё в 1934 г. писала: «Ни на одной стадии средней школы изучение грамматики не рассматр ...