В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые и дифференцированно-групповые, а так же парные работы учащихся.
Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы задания.
При коллективной работе наблюдаются следующие признаки:
класс осознаёт коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую оценку;
организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителем;
действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому проявить себя в общей деятельности;
есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
С позиции целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. Урок – это такая форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).
Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Он выделяет:
комбинированные, или смешанные, уроки;
уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;
уроки закрепления и повторения знаний;
уроки обобщения и систематизации изученного;
уроки выработки и закрепления умений и навыков;
уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.
Похожие статьи:
Восприятие окружающими поведения студента
Авторитет студента - заслуженное уважение к нему, основывается на таких составляющих, как знания, ум, доверие к людям, высокие личные качества. Большое значение для студента имеет его умение говорить правильно, просто, доступно, с учетом мнения собеседника и при этом выразительно, эмоционально, чет ...
Значение и решение задач патриотического воспитания в
современных дошкольных образовательных учреждениях
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей ...
Необходимость и значение взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно. Утверждал А.С. Макаренко. Каждая мать и каждый отец искренне мечтают видеть своего ребенка хорошим и счастливым человеком. Добиться этого можно лишь в том случае, если воспитательные усилия родителей будут ...