Образование: статьи и материалы » Обучение детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи словообразованию в повседневной жизнедеятельности » Особенности формирования словообразования на разных возрастных этапах у детей дошкольного возраста с нормой развития и с речевыми нарушениями

Особенности формирования словообразования на разных возрастных этапах у детей дошкольного возраста с нормой развития и с речевыми нарушениями

Страница 5

Жукова Н.С. выделяет следующие направления работы над формированием грамматического строя речи:

- предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования;

- эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей;

- совершенствовать синтаксическую сторону речи;

- развивать чуткость и интерес к форме своей речи;

- содействовать грамматической правильности речи окружающих ребёнка взрослых.

В соответствии с этими направлениями можно наметить основные задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста:

освоение способов словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов – с помощью приставок;

совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи;

запоминание единичных форм, исключений морфологического порядка;

усвоение способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий;

воспитание интереса и критического отношения к образованию словоформ;

стремление к правильности своей речи;

умение исправлять ошибку;

потребности узнавать грамматические нормы.

В период старшего дошкольного возраста ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. Сокращается свободное использование морфологических элементов, ребенок усваивает общие правила грамматики.

Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей. Дети знакомятся со словоизменением и словообразованием. Обогащается словарь антонимами.

С этой целью можно использовать коротенькие рассказы, которые носят нравоучительный характер. Они должны быть по содержанию увлекательными, понятными детям. Эти рассказы воспитатель-логопед может включать в любой этап работы. Вначале от детей требуется, чтобы они уловили смысл рассказа, могли сказать о герое, какой он: добрый или злой, аккуратный или неряшливый.

Расширение пассивного и активного словаря детей предусматривается программой дошкольного воспитания. Следовательно, эту работу может осуществлять и воспитатель на занятиях по развитию речи, а также во время прогулок и экскурсий.

Главным механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл и речевые действия.

При многих формах ОНР расстраивается усвоение знаковой формы языка, оперирование знаками в процессе порождения речи. При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, т.к. грамматические значения абстрактны.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

У детей с ОНР, обнаруживаются нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. Эти дети испытывают затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений нормы детьми.

Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако проследить развитие словообразования при норме речевого развития можно следующим образом.

В 3-4 года дети употребляют существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детенышей; употребляют форму мн. числа существительных в родительном падеже (ленточек, яблок, рук).

В 4-5 лет образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют их в именительном, родительном падежах (котята - котят), правильно используют форму мн. числа родительного падежа.

В 5-6 лет образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Анкетирование старшеклассников с целью выявления особенностей профессионального самоопределения
Анкетирование было проведено с целью исследования самоопределения школьников, а также профориентационной работы в школе на базе МОУ «Молочно-Дворская СОШ» пгт. Молочные Дворы Плавского района. Выборку составили учащиеся 9 (13 человек) и 11 (11 человек) классов. Анализ результатов анкетирования учащ ...

Опыт работы театральной студии по использовании форм приобщения детей к нхт в решении задач аксиологического воспитания
На базе средней школы в порядке эксперимента с 1 сентября 2004 года была создана театральная студия целью которого являлось приобщение детей к народной культуре через театрализованное представление. Занятия проходили за счет часов ГПД (кружковой работы). Набор желающих был среди средних и старших к ...

Общее понятие аксиологии
Аксиология (от греческого axia – ценность) – философское исследование природы ценностей. Аксиология возникает в западной философии в конце 19-го начале 20 веков, как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Аксиологический (ценностный) подход я ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru