Образование: статьи и материалы » Профилактика девиантного поведения у девочек-подростков » Профилактика девиантного поведения

Профилактика девиантного поведения

Страница 1

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и делинквентного поведения - профилактическая и реабилитационная.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются научно-обоснованные и своевременно направленные действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или детей группы риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. В соответствии с вышесказанным, профилактика девиантного поведения среди девочек-подростков - это система мероприятий, направленная на предотвращение причин возникновения девиантного поведения у девочек-подростков, и последующая помощь им в реализации себя в положительной активности. Профилактика девиантного поведения у девочек-подростков должна быть комплексной, этиологичной, дифференцированной и поэтапной, что обуславливает ее успешность и эффективность.

Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных организаций и специалистов. Успешное решение обозначенной проблемы возможно только при совместных координированных усилиях педагогов, социальных педагогов, психологов, юристов, сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), журналистов и других государственных и общественных организаций.

Этиологичность профилактики заключается в определении основных условий, причин, мотивов (социальных, психологических), которые способствуют возникновению девиантного поведения у девочек-подростков.

Профилактику девиантного поведения у девочек подросткового возраста целесообразно проводить дифференцированно в отношении девочек и взрослых. Также следует учитывать психическое и психологическое состояние девочек, их возраст и степень вовлеченности в какой-то вид девиации. Профилактика девиантного поведения должна быть последовательной, поэтапной .

Выделим основные направления работы социального педагога по профилактике девиантного поведения у девочек-подростков:

1. Информирование девочек подросткового возраста;

2. Формирование у девочек адекватной самооценки, способности критически относиться к самой себе;

3. Развитие эмоционально-волевой сферы;

4. Включение девочек-подростков в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном виде деятельности;

5. Развитие благоприятных отношений сотрудничества и кооперации между девочками-подростками и сверстниками, обеспечивающими возможность позитивного личностного развития.

Рассмотрим реализацию обозначенных направлений работы социального педагога в контексте профилактики девиантного поведения у девочек-подростков более подробно.

Одно из направлений в профилактической работе социального педагога по предупреждению девиантного поведения у девочек-подростков является информирование девочек. Суть этого направления заключается в воздействии на когнитивные процессы личности с целью повышения способности личности к принятию конструктивных решений. Информирование целесообразно сопроводить беседами, в ходе которых можно обсудить возможные последствия различных видов девиаций.

С целью информирования девочек подросткового возраста социальный педагог может использовать следующие формы работы: беседе, брейнсторм (брейнсторминг), дискуссию, диспут, дебаты, информационный час, конференцию, просмотр и обсуждение фильмов. Наиболее распространенной формой информирования девочек-подростков служит беседа, которую можно организовать с социальным педагогом, с инспектором ИДН, психологом и пр. беседа может проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Тематика бесед по профилактике девиантного поведения у девочек-подростков может быть следующей: "Эмоционально-личностная дезадаптация и ее профилактика", "Девиантное поведение: причины, особенности, формы проявления и меры воздействия", "Стресс. Формы и методы снятия стрессового напряжения", "Семейные ценности".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста
Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологичеких ритмов на физическую работоспособность учащихся средних классов. Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно ц ...

Разработка учебно-методического материала при формировании лексической компетенции на основе фразеологических единиц
Практические цели изучения лексики и фразеологии - формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений - способствует созданию предпосылок для работы по английскому языку в различных направлениях: по орфографии и грамматике, по обогащению словарного запаса учащихся. Знакомство ...

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки
Вторая половина XIX в. была порой расцвета русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. Как писал один из его последовател ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru