Образование: статьи и материалы » Профилактика девиантного поведения у девочек-подростков » Профилактика девиантного поведения

Профилактика девиантного поведения

Страница 1

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и делинквентного поведения - профилактическая и реабилитационная.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются научно-обоснованные и своевременно направленные действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или детей группы риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. В соответствии с вышесказанным, профилактика девиантного поведения среди девочек-подростков - это система мероприятий, направленная на предотвращение причин возникновения девиантного поведения у девочек-подростков, и последующая помощь им в реализации себя в положительной активности. Профилактика девиантного поведения у девочек-подростков должна быть комплексной, этиологичной, дифференцированной и поэтапной, что обуславливает ее успешность и эффективность.

Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных организаций и специалистов. Успешное решение обозначенной проблемы возможно только при совместных координированных усилиях педагогов, социальных педагогов, психологов, юристов, сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), журналистов и других государственных и общественных организаций.

Этиологичность профилактики заключается в определении основных условий, причин, мотивов (социальных, психологических), которые способствуют возникновению девиантного поведения у девочек-подростков.

Профилактику девиантного поведения у девочек подросткового возраста целесообразно проводить дифференцированно в отношении девочек и взрослых. Также следует учитывать психическое и психологическое состояние девочек, их возраст и степень вовлеченности в какой-то вид девиации. Профилактика девиантного поведения должна быть последовательной, поэтапной .

Выделим основные направления работы социального педагога по профилактике девиантного поведения у девочек-подростков:

1. Информирование девочек подросткового возраста;

2. Формирование у девочек адекватной самооценки, способности критически относиться к самой себе;

3. Развитие эмоционально-волевой сферы;

4. Включение девочек-подростков в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном виде деятельности;

5. Развитие благоприятных отношений сотрудничества и кооперации между девочками-подростками и сверстниками, обеспечивающими возможность позитивного личностного развития.

Рассмотрим реализацию обозначенных направлений работы социального педагога в контексте профилактики девиантного поведения у девочек-подростков более подробно.

Одно из направлений в профилактической работе социального педагога по предупреждению девиантного поведения у девочек-подростков является информирование девочек. Суть этого направления заключается в воздействии на когнитивные процессы личности с целью повышения способности личности к принятию конструктивных решений. Информирование целесообразно сопроводить беседами, в ходе которых можно обсудить возможные последствия различных видов девиаций.

С целью информирования девочек подросткового возраста социальный педагог может использовать следующие формы работы: беседе, брейнсторм (брейнсторминг), дискуссию, диспут, дебаты, информационный час, конференцию, просмотр и обсуждение фильмов. Наиболее распространенной формой информирования девочек-подростков служит беседа, которую можно организовать с социальным педагогом, с инспектором ИДН, психологом и пр. беседа может проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Тематика бесед по профилактике девиантного поведения у девочек-подростков может быть следующей: "Эмоционально-личностная дезадаптация и ее профилактика", "Девиантное поведение: причины, особенности, формы проявления и меры воздействия", "Стресс. Формы и методы снятия стрессового напряжения", "Семейные ценности".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования
Профессиональное образование – важнейшая предпосылка научно-технического прогресса, обеспечения устойчивого социально-экономического развития всех сфер жизнедеятельности государства. Оно направлено на достижение всеобщей профессионализации общества, удовлетворение потребностей в дифференцированных ...

Теоретические основы формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста
Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Грамматика - строй языка, включающий в себя систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словообразования. Грамматикой называют и раздел яз ...

Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, определяет содержание музыкального образования ребенка в целом. В связи с этим в качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическа ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru