Образование: статьи и материалы » Формирование связной речи детей дошкольного возраста » Оценка уровня речевого развития детей в ДОУ

Оценка уровня речевого развития детей в ДОУ

Страница 1

Базой исследования явилось МБДОУ ДС № 37, дети старшей и средней группы.

Группы обучаются по программе «Истоки».

В программе «Истоки « целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Являясь образовательной программой нового поколения, «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства, как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека.

Основная цель данной программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об амплификации [обогащении] детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности [общение, предметная деятельность, игра]. Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

В разделе «Познавательное развитие» выделены: задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок ребенка в окружающем мире, развитию умственных способностей, способов и средств познавательной деятельности и др. В программе выделены новые, самостоятельные разделы: «Здоровье», «Речь и речевое развитие», «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.

В разделе «Речь и речевое развитие» в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами.

В средней группе педагогическое обследование по определению уровня развития речи проводилось при помощи тестов В.В. Гербова «Учусь говорить». Во время проведения эксперимента исследование было проведено 4 раза – констатирующий срез, 2 промежуточных среза и контрольный. Данные, полученные при обработке результатов представлены в таблице 1 и в Приложении.

Таблица 1. Педагогическое обследование уровня развития связной речи детей средней группы.

Уровни

Конста-тирующий

1 промежу-точный

2 промежу-

точный

контрольный

Усвоили задачу

13%

20%

22,7%

36,3%

Частично усвоили

46,6%

60%

72,7%

59,8%

Не усвоили

31,4%

20%

4,6%

3,9%

Проведенное исследование позволило определить, что работа, проводимая на занятиях в процессе знакомства с произведениями художественной литературы, при описании картин и составлении сюжетных рассказов дает положительный эффект в средней группе МБДОУ.

Наглядно данные представим на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Динамика уровня развития связной речи детей средней группы.

В старшей группе обследование проводилось 2 раза: на констатирующем и контрольном срезах.

Таблица 2. Педагогическое обследование уровня развития связной речи детей старшей группы.

Уровни

констатирующий

контрольный

Усвоили задачу

20%

30%

Частично усвоили

40%

60%

Не усвоили

40%

10%

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Оценка технико-тактической подготовленности юных самбистов
Одним из наиболее существенных резервов дальнейшего повышения эффективности современной методики тренировки, безусловно, является улучшение качества управления тренировочным процессом. Из всего многообразия проблем управления существенно важной является проблема оценки состояния спортсмена. Индивид ...

Использование наглядности при формировании лексических навыков говорения
На начальном этапе обучения иностранному языку наглядность особенно необходима. "Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти ему неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету" (В ...

Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте
Рассмотрев в предыдущем параграфе условия перехода природных задатков в способности, необходимо развить следующий на наш взгляд аспект этой проблемы как характеристика механизма развития творческих способностей младших школьников. В результате экспериментальных исследований среди способностей лично ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru