Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью » Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте

Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте

Страница 1

Наиболее остро стоит вопрос профессионального выбора в старшем школьном возрасте. Это период перехода отрочества к раннему юношеству, охватывающий возраст от 15 до 17 лет. Согласно периодизации развития личности по Э. Эриксону, описывающей весь жизненный путь человека, результатом успешного развития на данной стадии является самоопределение, а ведущий вид деятельности – учебно-профессиональный.

Именно в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте процесс профессионального самоопределения вступает в решающую стадию, когда дифференцируются, индивидуализируются и становятся осознанными интерес к различным видам деятельности, формируется готовность к выбору профессии. Происходит «идентификация личности» , которая проявляется в доверии человека к миру, самостоятельности, инициативности и компетентности. Это помогает решить главную задачу школьника – самоопределения. Если же возникают какие-либо трудности на данном этапе, то происходит «диффузность идентичности», которая связана с нежеланием подростка вступать во взрослую жизнь, смутным и неустойчивым представлением о будущем, чувством изоляции и опустошенности. Подобное состояние может являться причиной агрессии, а также других видов девиантного поведения.

Реальность показывает, что далеко не все старшеклассники готовы сделать осознанный выбор, поэтому важна систематичная профориентационная работа в школах и учреждениях дополнительного образования. Из-за незнания правил выбора профессии, недостаточной информированности, отсутствия опыта будущие студенты выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, неудовлетворенность жизнью и даже психические расстройства. Нормой стало получить бесплатно высшее образование и работать не по полученной специальности.

В случае неправильного выбора профессии у подростка наступает кризис профессионального самоопределения, характеризующийся неудачным формированием и реализацией профессиональных намерений, несформированностью «Я – концепции», проблемой ее коррекции. В этом случае важна поддержка взрослых, так как школьник находится в «подвешенном» состоянии и ему трудно справиться со своими переживаниями одному.

По мнению Л.А. Гегель и С.П. Бабочкиной, на профессиональный выбор старшего школьника могут повлиять ряд факторов:

Семья. Она является основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. Семья формирует личность ребенка своей средой, интересами, включенность в жизнь общества, являясь его органической частью. Опыт родителей, их жизненная позиция также влияют на взгляды и убеждения школьника. Главной задачей семьи состоит в том, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду, а также создать условия для развития их скрытых способностей.

Обучение в школе. В школе происходит первичная социальная адаптация молодого человека, знакомство с социальными ролями, работа в коллективе, общение со сверстниками. В процессе обучения происходит формирование личности учащихся, их ценностных установок. Но не во всех российских школах ведется эффективная профориентационная работа. Это объясняется нехваткой специалистов в данной области, так как на сегодняшний день федеральным образовательным стандартом такая работа не предусмотрена и зависит от инициативы самой школы.

Сверстники. Выбор профессии может зависеть и от межличностных отношений со сверстниками, что носит двусторонний характер. С одной стороны, старшеклассник боится оказаться в новом коллективе один, поэтому выбирает ту профессию, где будут его друзья, даже если она ему не по душе. С другой стороны, в коллективе сверстников могут проявиться лидерские качества школьника, формирование его собственной самооценки, развитие индивидуальности, что ведет к познанию себя, своих склонностей, черт характера, сильных и слабых сторон личности.

Средства массовой информации. Современные массмедиа влияют на стиль и образ жизни, «формируют у молодежи иллюзорные представления о самоидентификации», которые существенно влияют на поведение молодых людей в обществе и их ориентацию в мире ценностей. Кроме того, они навязывают обществу новые потребности – достижение материального благосостояния любой ценой, будит в нем зависть, стремление к стяжательству, амбициям, заставляет молодых людей проводить жизнь в погоне за иллюзорными ценностями.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Анализ опыта социально- педагогической работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях
Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении муниципального района Шенталинский Самарской области. Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творче ...

Дидактическая игра и ее классификация
Дидактическая игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Классификация игр Во взглядах ученых на вопрос о классификации игр нет единства. По принятой в отечественной педагогике классификации игры подразделяются на творческие, подвижные ...

Коррекционная программа, направленная на развитие связной речи дошкольников
Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент, для проведения которого был разработан план коррекционной работы по развитию связной речи с использованием игрушек. Цель: развитие связной речи с использованием игрушек. Структура группового занятия включала в себя следующие элементы: 1. Р ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru