Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью » Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте

Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте

Страница 1

Наиболее остро стоит вопрос профессионального выбора в старшем школьном возрасте. Это период перехода отрочества к раннему юношеству, охватывающий возраст от 15 до 17 лет. Согласно периодизации развития личности по Э. Эриксону, описывающей весь жизненный путь человека, результатом успешного развития на данной стадии является самоопределение, а ведущий вид деятельности – учебно-профессиональный.

Именно в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте процесс профессионального самоопределения вступает в решающую стадию, когда дифференцируются, индивидуализируются и становятся осознанными интерес к различным видам деятельности, формируется готовность к выбору профессии. Происходит «идентификация личности» , которая проявляется в доверии человека к миру, самостоятельности, инициативности и компетентности. Это помогает решить главную задачу школьника – самоопределения. Если же возникают какие-либо трудности на данном этапе, то происходит «диффузность идентичности», которая связана с нежеланием подростка вступать во взрослую жизнь, смутным и неустойчивым представлением о будущем, чувством изоляции и опустошенности. Подобное состояние может являться причиной агрессии, а также других видов девиантного поведения.

Реальность показывает, что далеко не все старшеклассники готовы сделать осознанный выбор, поэтому важна систематичная профориентационная работа в школах и учреждениях дополнительного образования. Из-за незнания правил выбора профессии, недостаточной информированности, отсутствия опыта будущие студенты выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, неудовлетворенность жизнью и даже психические расстройства. Нормой стало получить бесплатно высшее образование и работать не по полученной специальности.

В случае неправильного выбора профессии у подростка наступает кризис профессионального самоопределения, характеризующийся неудачным формированием и реализацией профессиональных намерений, несформированностью «Я – концепции», проблемой ее коррекции. В этом случае важна поддержка взрослых, так как школьник находится в «подвешенном» состоянии и ему трудно справиться со своими переживаниями одному.

По мнению Л.А. Гегель и С.П. Бабочкиной, на профессиональный выбор старшего школьника могут повлиять ряд факторов:

Семья. Она является основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. Семья формирует личность ребенка своей средой, интересами, включенность в жизнь общества, являясь его органической частью. Опыт родителей, их жизненная позиция также влияют на взгляды и убеждения школьника. Главной задачей семьи состоит в том, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду, а также создать условия для развития их скрытых способностей.

Обучение в школе. В школе происходит первичная социальная адаптация молодого человека, знакомство с социальными ролями, работа в коллективе, общение со сверстниками. В процессе обучения происходит формирование личности учащихся, их ценностных установок. Но не во всех российских школах ведется эффективная профориентационная работа. Это объясняется нехваткой специалистов в данной области, так как на сегодняшний день федеральным образовательным стандартом такая работа не предусмотрена и зависит от инициативы самой школы.

Сверстники. Выбор профессии может зависеть и от межличностных отношений со сверстниками, что носит двусторонний характер. С одной стороны, старшеклассник боится оказаться в новом коллективе один, поэтому выбирает ту профессию, где будут его друзья, даже если она ему не по душе. С другой стороны, в коллективе сверстников могут проявиться лидерские качества школьника, формирование его собственной самооценки, развитие индивидуальности, что ведет к познанию себя, своих склонностей, черт характера, сильных и слабых сторон личности.

Средства массовой информации. Современные массмедиа влияют на стиль и образ жизни, «формируют у молодежи иллюзорные представления о самоидентификации», которые существенно влияют на поведение молодых людей в обществе и их ориентацию в мире ценностей. Кроме того, они навязывают обществу новые потребности – достижение материального благосостояния любой ценой, будит в нем зависть, стремление к стяжательству, амбициям, заставляет молодых людей проводить жизнь в погоне за иллюзорными ценностями.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников
Сегодня в образовании сложились две основные группы теорий обучения: ассоциативно-рефлекторная и деятельностная. В основе теорий первой группы лежат методологические основания, разработанные Дж. Локком, и окончательно оформленные в классно-урочной системе Я.А Коменского. Основополагающие принципы э ...

Профессиональная культура как одно из качеств личности будущего специалиста торговли
К ПВК работника торговли относится профессиональная культура. В частности, существует определенная взаимосвязь между уровнем культуры работников торговли и экономическими показателями торгового предприятия. Таким образом, сегодня работодателю нужны не просто исполнители с определенным набором специ ...

Семья как объект социальной работы
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В то же время как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы. Семья рассматривается как «основанная на браке или ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru