Образование: статьи и материалы » Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания » Гуманистический смысл аксиологического воспитания

Гуманистический смысл аксиологического воспитания

Страница 3

Чтобы приобщить ученика к искусству свободного поиска ценностей, очень важно проявлять искреннее уважение к творческим ресурсам его бессознательного, а проще говоря — проявлять элементарное доверие к его человеческой и творческой состоятельности. Современные когнитивные психологи вслед за педагогами всех стран и народов утверждают: наиболее прочно усваиваются те ценности, которые осознаны лично и приняты совершенно добровольно (Р. Чалдини).

Для того, чтобы осуществить подлинную дерепрессию индивидуальной ценностной позиции, аксиопедагог обязан вместе с учеником подвергнуть сомнению все так называемые "самоочевидные социальные истины", большинство из которых представляют собой инертные стереотипы межличностного реагирования. В этом прослеживается некая аналогия с психоаналитическим терапевтическим методом провоцирования свободных ассоциаций: в ситуации заведомой недопустимости внешней оценки и поучательного обсуждения педагогу надлежит раскрепостить действительную мощь фантазии и, простите за каламбур, высвободить естественные для каждого импульсы к свободе.

Технократическая цивилизация привыкла к дискурсивно-фрагментарному восприятия живой действительности. Задачей же психопедагога является содействие поточному, спонтанному и интуитивному освоению внутреннего и внешнего миров учеником. Многие трансперсональные психотерапевты все чаще говорят об управляемой медитации как основном инструменте педагогики. Действительно, латинское слово "meditari" означает "движение к центру". В процессе аксиоурока и ученики, и, разумеется, ведущий, должны двигаться к центру собственного существования — идти на контакт с индивидуально-значимой картиной бытия. Использование творческого ресурса воображения возможно лишь при формировании устойчивой позитивной мотивации, формулируемой кратко, но емко: "Я смогу!".

Психопедагогу надлежит сделать широкий спектр объективных явлений культуры предметом осознания и переживания как особых потребностей личности. Он должен суметь не просто преподать нечто интересно и субъективно значимое, но всемерно посодействовать формированию на их основе устойчивых жизненных ориентаций. Кстати, формирование жизненных ориентаций в известном приближении синонимично процессу личностного развития в целом. Надлежит предложить созидать, тем самым проявив недвусмысленно уважение к собеседнику. Это позволит приобрести ему уважение и к миру, и к себе. Это сообщит ему практический опыт эффективной адаптации к себе и к миру. Зрелая личностная автономия, лежащая в основе подлинного самоуважения и действительной демократии, немыслима без здравого сочетания свободы и ответственности.

Ради высвобождения синергии группового творчества необходимо предусмотрительно продемонстрировать полный отказ от иерархической парадигмы. Как взрослый, так и ребенок сможет сформулировать именно свою позицию лишь в обстановке, свободной от всяких назиданий и поучений. Только так можно содействовать развитию внутренней честности, которая, собственно, и является подлинной основой совести.

"У человека мотивация социального порядка должна была так срастись с его эмоциональной структурой, что социальные факторы стали обуславливать мотивацию". Чем выше ценность цели, тем выше ее энергоуровень, следовательно, тем больше она требует энергии для ее материализации. Высвободить в доверии истинно значимые ценности, глубинные и высокоэнергетичные, которые не актуализируются из-за страха запрета или опасений вследствие труднодостижимости — значит, раскрепостить немалые запасы внутриорганизменной живой энергии — исцеление! Что-то подобное, но в более жестком, катарсическом варианте наблюдается при проработке переживаний в холотропной терапии.

Угнетение иммунитета связано с подавлением здоровой психоэмоциональной активности, характеризующимся снижением креативной продуктивности и низкой коммуникативной эффективностью. Терапевтическая результативность нерепрессивного изобретательства ценностей в ходе экспериментальных апробаций (мастерские в школах) была очевидна — снижалась заболеваемость гриппом, повышалась посещаемость занятий, возрастали показатели на уроках физкультуры (после обсуждения таких тем, как здоровье, целостность, воля, тело и т.п.).

Элементы (фокусы, узлы) символической системы в процессе воспитания не могут быть переданы прямо, то есть механически, о них можно лишь намекнуть, их можно подразумевать, на них можно указывать. Для этого и проводятся уроки ценностного изобретательства с использованием синонимических, метафорических и аллегорических рядов, связанных с тем или иным фокусом понимания.

К примеру, само слово "родина" ни о чем существенно малышу не говорит, но, будучи последовательно связываемо с десятками жизненно важных значений и терминов, со временем оно репрезентирует (представляет) целый комплекс переживаний, обладающий для человека колоссальной значимостью. Взращивание таких ценностных конгломератов и является главной задачей уроков аксиологического изобретательства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Понятия и значения "жизненного везения" и "удачи"
Многих интересует вопрос: почему одни люди все теряют, а другие - постоянно что-то находят? Такие люди часто считают себя обреченными на нищету и прозябание, им кажется, что их к этому толкает какая-то странная сила, с которой они не могут ничего поделать. Эти люди - творцы своего "несчастья&q ...

Практические аспекты формирования лексической компетенции на основе фразеологических единиц
Как уже отмечалось в главе 1, фразеология - сложный и многомерный материал языка; многоаспектное изучение его дает все новые сведения о специфике фразеологических единиц. Овладение фразеологизмами (осознание, понимание их, сознательное использование в речи) у детей начинается позднее, чем овладение ...

Белорусские педагоги XX в. и их исследования в области обучения и воспитания
В конце 20-х тт. XX в. в Белоруссии назрела необходимость создания специального учреждения, которое бы обеспечивало решение научно-педагогических проблем народного образования. В 1929 г. в Минске открывается НИИ педагогики и педологии. В дальнейшем он неоднократно переименовывался: НИИ коммунистиче ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru