Образование: статьи и материалы » Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания » Гуманистический смысл аксиологического воспитания

Гуманистический смысл аксиологического воспитания

Страница 1

Современность ставит перед учителями множество проблем и вопросов, связанных с управлением поведением школьников. В большинстве случаев ввиду отсутствия эффективных технологий контроля и научения, позволяющих результативно прививать нормы поведения в школе, особым успехом пользуется авторитарный стиль директивного назидания и запретительства. Поведение ребенка ограничивается внешними разрешениями и ограничениями, не связанными с механизмами глубинной саморегуляции активности.

Все чаще и чаще педагоги забывают о так называемой "вертикальной модели управления поведением", с которой все они были ознакомлены за время обучения в вузе. Речь идет о следующем порядке естественной организации контроля внешней активности. Поведение человека определяется движущими мотивами, которые, в свою очередь, лишь косвенно связаны с потребностями. Потребности могут рассматриваться лишь как своего рода формальная система предпочтений, реализуемая в структурах целевой матрицы. Движущие мотивы определяются взаимозависимыми целями, которые субъект (самоактивно или под давлением окружения) ставит самому себе. Сами же цели причинно определяются не столько динамикой внешней среды и сиюминутными потребностными тяготеньями, сколько укоренившейся в глубинах психики (осознаваемой в большей или меньшей степени) системой ценностей, то есть значимых смыслов и высоко актуальных отношений. Ценности же, в свою очередь, конкретизируют высшие идеалы, которые незримо присутствуют в психическом мире каждого человека, хотя детьми (да и многими взрослыми) вербализуются достаточно редко.

Вне зависимости от ясности осознания ценностей и идеалов, именно они, в конечном счете, организуют внешнюю активность индивидуума, являясь своего рода "стратегической картой" его жизненного маршрута. Таким образом, проблема управления внешним поведением естественно сводится к задаче формирования системы ценностных предпочтений и идеальных стратегий. Разрешению этой проблемы и посвящена настоящая работа, в которой излагается один из возможных подходов к стимуляции ценностного творчества детей.

Трудность воспитания как такового заключается в невозможности прямой трансляции ценностей и идеалов в психику ребенка. Эти внерациональные конструкты эффективны как регуляторы поведения лишь в том случае, если они выработаны индивидуумом самостоятельно, а не привнесены извне насильственно и механически. Современники, несмотря на многочисленные заявления прогрессистов, все же существенно отличаются от людей далекого прошлого. Последние в большей или меньшей степени были интегрированы в разветвленную и слаженно функционирующую систему социокультурных ориентаций и руководствовались развитой системой ценностных установок и идеальных стратегий.

Психологическая культура понимается нами как набор стратегий эффективной адаптации к значимым событиям как во внешнем, так и во внутреннем мире индивидуума. Однако никто не изолирован от себе подобных, а потому совместная адаптация групп к вероятным значимым событиям в усложнившихся условиях жизни становится все более и более значимой. Ввиду этого особенно важными становятся вопросы налаживания эффективного взаимоуправления и эффективной коммуникации. Последняя рассматривается как метафора любого значимого взаимодействия. Получается, что совместная адаптация к реальности требует налаживания высокосодержательного диалога. Последний и осваивается участниками уроков ценностного изобретательства, которые фактически представляют собой уроки эффективной коммуникации, полигон для выработки навыков адекватного взаимопонимания. Это имеет особое значение для наших современных школьных коллективов.

Группа с хорошо налаженной внутригрупповой коммуникацией становится более дифференцированной, сплоченной и успешной в деятельностном плане. Практика показывает, что истина синергична, т.е. требует взаимопомощи в проявлениях активности каждым из членов коллектива, пытающегося адекватно согласовать свое существование с динамически изменяющимися условиями жизни. Если залогом всякого успешного развития является умение эффективно утилизировать имеющиеся внешние и внутренние ресурсы, то именно уроки аксиопсихологии станут школой такого сближения с собственными возможностями. Эффективная коммуникация со сверстниками, с родителями и с самими собой является ключом к действенной кооперации, взаимовыгодному сотрудничеству и личностной эффективности.

Все проблемы обучения и воспитания связаны с неэффективной коммуникацией, в основе которой лежит недоверие творческой состоятельности ребенка и неуважения к целесообразной спонтанности его личностно мотивированного поиска интереса и смыслов. Коммуникация — чрезвычайно сложный процесс, который может быть понят как единство пяти основных типов общения: экзистенциальная коммуникация (любовь и дружба), трансцендентальная коммуникация (сотворчество смыслов), эмоциональная коммуникация (эмпатический резонанс), интеллектуальная коммуникация (взаиморефлексия) и поведенческая коммуникация (имитационное заражение). Разумеется, опытный педагог должен умело использовать все возможные каналы сообщения с учениками, не оставляя без внимания ни один из аспектов живого саморазвивающегося процесса общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познава ...

Место наглядности в коммуникативном методе обучения
В настоящее время в процессе обучения иностранному языку коммуникативность играет огромную роль и новые УМК созданы на коммуникативной основе. Коммуникативный метод обучения является моделью процесса коммуникации, цель которой побудить участников общения в процессе обмена информацией к высказыванию ...

Понятие эвристики и эвристического обучения
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. 1) В Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов; 2) Совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскани ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru