Этот приём состоит в том, что учащиеся должны записать слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слова. Например: предлагаю ученикам слова: берёза, берег, воробей, малина, город, вагон. Дети должны записать их столбиками: в один столбик слова с безударной гласной а, в другой – с безударной гласной о, в третий – с безударной гласной е.
Ученики записывают
а о е
малина город берёза
вагон воробей берег
Подбор однокоренных слов – других частей речи.
При изучении и повторении частей речи предлагаю учащимся задания на образование одних частей речи от других. При этом использую слова с непроверяемыми написаниями. Например, дети получают карточку с именами существительными. Они должны написать рядом однокоренные имена прилагательные.
Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами.
Здесь имеются в виду слова типа рассказ – посуда (сс – с).Учащиеся получают перфокарту с написанными словарными словами и должны вставить одну или две согласных.
Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним из эффективных приёмов словарно-орфографической работы является подбор учащимися слов, близких и противоположных по значению.
Например, предлагаю детям подобрать синонимы к существительным метель, граница, Отечество. Дети подбирают синонимы и подчёркивают непроверяемые гласные:
Метель – вьюга, пурга, буря.
Граница – рубеж, край, предел.
Отечество – Родина, Отчизна.
Аналогично подбираем антонимы. При изучении глаголов ученики записывают:
Работать – отдыхать, праздновать.
Мешать – помогать.
Образцы такой работы даю в классе, а дома дети завершают работу.
Похожие статьи:
Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, ко ...
Игра - зеркало душевных переживаний маленького человека
Может ли ребенок прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра - основная форма познания им жизни. В игре ребенок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Его наблюдения и впечатления цельны и оригинальны, это отражается в игре. Игра - зеркало душевных переживаний маленьк ...
Развитие воображения в дошкольном возрасте
Личность ребёнка возникает в дошкольном возрасте - после 3 лет, когда дошкольник становится субъектом сознательной деятельности. Возникновение личности ребёнка связано, прежде всего с тем, что именно в дошкольном возрасте у ребёнка интенсивно развивается воображение как основа творчества, созидания ...