Цель педагогического эксперимента - проверка эффективности разработанных в ходе опытно-экспериментальной работы содержания, форм, методов работы по формированию физической культуры детей и подростков в условиях целенаправленной организации социокультурной среды (взаимодействия школы, семьи, культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных учреждений), проверка разработанной методики формирования основных составляющих физической культуры личности школьника и организации взаимодействия в этом направлении указанных социальных институтов.
Педагогический эксперимент включал констатирующий, формирующий и контрольный этапы и проводился в течение 1999 - 2000 учебного года в естественных условиях деятельности школы №1 г. Химки и культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных и физкультурно-образовательных учреждений Химкинского района Московской области: ДК "Родина", Парка культуры и отдыха, стадиона "Новатор", спортбазы "Маяк", ДЮСШ по баскетболу, отделения Республиканской ДЮСШ по лыжным гонкам. Работа с семьей велась как школой, так и культурно-досуговыми и физкультурно-оздоровительными учреждениями, причем ряд мероприятий для родителей был организован совместно.
В педагогическом эксперименте участвовали учащиеся (3-й и 9-й классы) школы № 1 г.Химки, из которых были составлены четыре группы -две группы младших школьников (экспериментальная и контрольная) - 3 класс (возраст 8-9 лет) и две группы подростков (экспериментальная и контрольная) - 9 класс (возраст 14-15 лет).
Содержание констатирующего этапа педагогического эксперимента составило выявление начального уровня физической культуры детей и подростков, которое осуществлялось в процессе наблюдения, а также по результатам бесед, письменных опросов, анкетирования. Наблюдение велось на уроках физкультуры в школе (оценка ответов и выполнения двигательных действий - бег, прыжки, подтягивание) и во внеурочное время на внешкольных занятиях (соревнования, походы, игровые мероприятия спортивной направленности).
Показателями уровня физической культуры детей и подростков были: состояние здоровья и уровень физического развития (определяемый по базовым возрастным медицинским показателям); знания, умения и навыки по физической культуре, двигательные действия и качества (оцениваемые в соответствии с требованиями программы для данного класса и возраста); отношение детей и подростков к физической культуре и двигательной активности; наличие умений самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Выявление уровня владения двигательными действиями проводилось по трем тестам (для 3-х и для 9-х классов): бег с высокого старта, прыжки в длину с места и подтягивание в висе для мальчиков и в висе лежа - для девочек. Характер мотивов, отношений к двигательной активности, мнение учащихся о проведении свободного времени выявлялись в процессе анкетирования, наблюдений и бесед с учащимися.
Уровень физического развития детей и подростков определялся учителем физкультуры совместно с медицинским работником как высокий, средний и низкий на основе имеющихся нормативов и явился интегрированным показателем следующих физиологических качеств: рост, вес, объем грудной клетки, частота сердечных сокращений. Из всех учащихся двух 3-х и двух 9-х классов (по списку) данные мы учитывали для 88 чел. (44 чел. - две группы - экспериментальная и контрольная группы 3-х классов и 44 чел. - экспериментальная и контрольная группы 9-х классов), поскольку не все дети регулярно посещали занятия, многие пропускали по болезни и др. причинам, и кроме того, 16 человек из указанных классов по состоянию здоровья были отнесены к специальной медицинской группе, и мы, естественно, их не учитывали.
Таблица 1
Начальный уровень физического развития школьников, составивших экспериментальные группы:
3-й класс |
9-й класс | ||||
Этап экспер. Констатир. |
Этап экспер. Констатир. | ||||
Девочки |
Уровень физ. разв. |
Девочки |
Уровень физ. разв. | ||
1. |
А.П. |
Высокий |
1. |
Г.Е. |
Средний |
2. |
А.С. |
Средний |
2. |
же. |
Высокий |
3. |
Б.А. |
Средний |
3. |
З.М. |
Средний |
4. |
Б.М. |
Средний |
4. |
М.Е. |
Высокий |
5. |
В.Н. |
Ниже среднего |
5. |
П.М. |
Ниже среднего |
6 |
В.Р. |
средний |
6. |
Л.Ю. |
Средний |
7. |
Г.А. |
низкий |
Мальчики | ||
8. |
Г.Г. |
средний |
7. |
Б.А. |
Средний |
мальчики |
8 |
Ж.В. |
Средний | ||
9. |
Д.Н. |
низкий |
9. |
И.М. |
Высокий |
10 |
и.м. |
низкий |
10 |
К.А. |
Высокий |
11 |
КС. |
средний |
11 |
Л.В. |
Высокий |
12 |
л.о. |
высокий |
12 |
М.А. |
Высокий |
13 |
м.э. |
средний |
13 |
Н.А. |
Высокий |
14 |
М.К. |
низкий |
14 |
П.А. |
Средний |
15 |
н.с. |
средний |
15 |
П.Д. |
Средний |
16 |
о.м. |
средний |
16 |
Т.Г. |
Средний |
17 |
о.н. |
средний |
17 |
Т.А. |
Низкий |
18 |
П.С. |
средний |
18 |
Ю.Н. |
Средний |
19 |
Р.Б. |
низкий |
19 |
К.П. |
Средний |
20 |
св. |
средний |
20 |
К.С. |
Средний |
21 |
З.С. |
низкий |
21 |
Л.С. |
Средний |
22 |
CO. |
средний |
22 |
M.H. |
Средний |
Похожие статьи:
Программа профилактики насилия над детьми в семье
Программа профилактики насилия предполагает осуществление социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих подверженности несовершеннолетних жестокому обращению, всех видов насилия. Цель программы – содействие предупреждению семейного неблагоп ...
Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у младших
школьников
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает ...
Функции обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с ...