Образование: статьи и материалы » Особенности воспитательного процесса в Уральском Федеральном Университете имени первого президента России Б.Н. Ельцина » Воспитание и формирование личности

Воспитание и формирование личности

Страница 1

Воспитание можно рассматривать с 3-х сторон:

в широком смысле – система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека;

в узком смысле – это формирование у человека систем определенных нравственных качеств, взглядов и убеждений.

В педагогическом смысле - целенаправленное воздействие в ходе педагогического процесса в учебном учреждении.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения другому; руководство процессом формирования и развития личности; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношении к себе, другим людям, труду, обществу, миру.

В воспитании можно выделить такие виды:

Самовоспитание - сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Самообучение – процесс получения человеком новых знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

Саморазвитие – собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей. Всего личного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания, - в процессе естественного, физиологического, психического и социального развития.

Из этих всех определений, я решил составить своё определение воспитания:

В высших учебных заведениях работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются студенты для дальнейшего обучения и воспитания.

Приоритетным направлением в деятельности преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам. Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:

повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;

создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;

развитие системы внеучебной воспитательной работы в условиях образовательного учреждения;

приобщение родителей к участию в воспитательной деятельности, повышение их педагогической подготовки.

Воспитательный процесс формирует в человеке, в данном случае в студенте, личность.

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Личность – это конкретный человек, наделенный сознанием, индивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле, личность, обладающая системным качеством, определяется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении.

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество».

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.

Личностью не родятся, личностью становятся!

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.

Важнейшим результатом воспитания является – готовность и способность человека к самостоятельному поиску необходимой информации, самовоспитанию, самоизменению, т.е. готовность человека к совершенствованию самого себя.

Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность. Дальнейший процесс развития личности продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения.

Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс социализации.

Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Роль профессиографического подхода в подготовке будущих специалистов
Наблюдения показывают, что знание студентом профессиограммы выбранной специальности активизирует его в овладении будущей профессией, вызывает избирательное отношение к деятельности в учебное и внеучебное время. Кроме того, размышления о профессии, ее особенностях, возникающие на этой основе, застав ...

Физическая культура как многоаспектный объект исследования
На всех этапах развития общества физическая культура служит важным средством воспитания и гармонического развития личности. Это часть общей культуры, совокупность достижений общества в создании и использовании специальных средств физического совершенствования человека. Физкультура с первых дней сво ...

Формирование познавательных интересов в обучении
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности студента, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предме ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru