Образование: статьи и материалы » Репертуар, направленный на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста » Психолого-педагогические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и др. свидетельствуют о том, что деятельность человека связана с активным процессом овладения общественным опытом, достижениями культуры. Опираясь на теоретические положения отечественных педагогов, психологов, а также виднейших музыкальных деятелей в области музыкального образования (В.Н. Шацкой, Н.А. Гродзенской, Н.А. Ветлугиной и др.), музыкальную деятельность детей можно определить как процесс познания музыкального искусства, в ходе которого осуществляется как музыкальное, так и общее развитие ребенка .

Содержание и характер детской музыкальной деятельности обусловлены историческим развитием человека, в ходе которого происходило формирование различных видов музыкальной деятельности: музыкального творчества, исполнительства, восприятия.

Цель формирования и развития у детей культуры музыкального восприятия соотносятся с целью музыкального образования дошкольников: приобщить детей к музыке и сформировать у них потребность в этом виде искусства. В соответствии с этим в качестве главных задач развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста выступают задачи накопления интонационного опыта восприятия доступных стилей и жанров музыки, развитие способности эмоционально откликаться на музыку и сопереживать в ней чувствам, формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке.

Психологи-музыканты, педагоги предполагают различать понятия "восприятие музыки" и "музыкальное восприятие" в зависимости от того, состоялось ли оно. Так в определении Е.В. Назайкинского "музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен"

Таким образом, музыкальное восприятие понимается как состоявшееся прочувствованное и осмысленное восприятие музыки. В ином случае речь может идти лишь о процессе воздействия звуковых сигналов на органы слуха.

Данный подход к понятию "музыкальное воприятие" соотносится с точкой зрения Д.Б. Кобалевского, который акцентирует внимание на том, что музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся не только слушать, но и по-настоящему слышать ее и размышлять о ней.

Музыкальное восприятие можно охарактеризовать как процесс целостного, образного, эмоционального-осознанного, личностно-осмысленного постижения содержания музыкального произведения.

Проблемы восприятия музыки в разное время были в центре внимания многих педагогов, музыкантов, ученых-психологов. Так в начале XX века их исследованием занимались музыканты-педагоги Б.В. Шацкая, Н.А. Метлов, Т.С. Бабаджан, Т.А. Вилькорейская и др. В дальнейшем проблемы восприятия музыки исследовали музыканты-психологи Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, педагоги-музыканты С.М. Шоломович, И.Л. Дзержинская, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др. Особенности музыкального восприятия детей обусловлены системой детерминант, а именно:

- самим воспринимаемым музыкальным произведением;

- музыкальным и жизненным психологическим опытом ребенка;

- внешним и внутренним (личностными) условиями;

- характером музыкальной деятельности ребенка.

Исследования ученых доказали, что процесс восприятия музыки тесно связан с процессом музыкального мышления, его основными пластами – сознательным и бессознательным. Наиболее ярко бессознательные компоненты музыкального мышления проявляются в двигательной реакции на музыку (мимике, жестах). Такая реакция на музыку характерна для раннего детского возраста, когда ребенок откликается на музыку чисто импульсивно, испытывая состояние оживления, возбуждения или покоя. Непременным компонентом таких двигательных реакций ребенка на музыку являются эмоции как мгновенная бессознательная оценка музыки. Чувства, вызываемые музыкой в этом возрасте, неустойчивы: они быстро возникают и быстро исчезают. Однако, как утверждают психологи, бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания, пронизывая все этапы и операции мыслительного процесса. В этой связи бессознательное признается важнейшей составляющей познаваемого художественного смысла музыкального произведения. Таким образом, рассмотрев психолого-педагогические основы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста, необходимо отметить, что этой проблемой на протяжении долгого времени занимались психологи и педагоги, такие как Б.В. Шацкая, Н.А. Метлов, Т.С. Бабаджан, Т.А. Вилькорейская, а также исследовали музыканты-психологи Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, педагоги-музыканты С.М. Шоломович, И.Л. Дзержинская, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др. Таким образом, музыкальное восприятие понимается как состоявшееся прочувствованное и осмысленное восприятие музыки.


Похожие статьи:

Осуществление нравственного, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действ ...

Реализация темы «кристаллогидраты» в контрольно-измерительных материалах
Полученные знания учащимися о кристаллогидратах находят свое отражение в едином государственном экзамене по химии. Мы повели анализ материалов ЕГЭ и выявили вопросы посвященных кристаллогидратам. Вывод: таким образом, проведенный анализ программ и учебников по химии на предмет содержания темы «крис ...

Опытная работа по проверке эффективности использования сказок для коррекции отклонений в поведении младших школьников
В начале нашей работы по экспериментальному изучению поведения младших школьников мы приступили к задачам констатирующего эксперимента. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию на младших школьников. 2. Исследовать все стороны поведения мла ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru