Образование: статьи и материалы » Влияние особенностей педагогических коммуникаций » Коммуникации: понятие и основные подходы в психологии

Коммуникации: понятие и основные подходы в психологии

Страница 1

Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф.Ломов в работе “Проблема общения в психологии”, как известно, назвал проблему общения “базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики”, указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии. Общение-это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (определение, данное А.В.Петровским).

Общение-специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей(определение, данное Л.Д.Столяренко).

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Общаясь,люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1.Язык

-система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2.Интонация,эмоциональная выразительность

, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3.Мимика,поза,взгляд

собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4.Жесты

как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е.иметь закрепленные за ними значения; или экспрессивными, т.е.служить для большей выразительности речи.

5.Расстояние

,на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций,степени доверия.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1.Потребность в общении(необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.)побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2.Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3.Ориентировка в личности собеседника.

4.Планирование содержания своего общения,человек представляет себе (обычно бессознательно),что именно скажет.

5.Бессознательно(иногда сознательно)человек выбирает конкретные средства,речевые фразы,которыми будет пользоваться,решает,как говорить,как себя вести.

6.Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7.Корректировка направления,стиля,методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено,то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения-оно окажется неэффективным. Эти умения называют “социальным интеллектом”, ”практически-психологическим умом”,”коммуникативной компетентностью”, ”коммуникабель- ностью”.

Выделяют следующие виды общения:

1.”Контакт масок”

-формальное общение,когда отсутствует стремление понять собеседника, используя привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности и т.п.)-набор выражений лица, жестов,стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда такой контакт оправдан,дабы “не задевать” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться” от собеседника.

2.Примитивное общение

,когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект:если нужен,-то активно вступают в контакт,если мешает-оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики.Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3.Формально-ролевое

общение,когда регламентированы и содержание,и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4.Деловое общение

,- когда учитывают особенности личности,характера, возраста, настроения собеседника, но неинтересны дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5.Духовное,межличностное

общение друзей,когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов,друг поймет вас и по выражению лица, интонации, движениям.

6.Манипулятивное общение

направлено на извлечение выгоды от собеседника,используя разные приемы (лесть, запугивание, демонстрация доброты и т.п.),в зависимости от особенностей личности собеседника.

7.Светское общение

.Суть его в беспредметности,т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое,т.к. точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Приём ассоциативной связи при работе со словарными словами
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов я предлагаю использовать приём ассоциативного запоми ...

Общее понятие компетентности
В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины компетенция, компетентность. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования. Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать его известную ...

Работа детей с приспособлениями по развитию органов восприятия
Развитие чувства осязания. Например, распознавание гладкой поверхности и шероховатой с помощью дощечек, на которые наклеены гладкая и шероховатая поверхности (например, глянцевая и наждачная бумага). Ребенок учиться «видеть руками». В три приема дети должны понять, какие виды поверхностей они «увид ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru