Образование: статьи и материалы » Влияние особенностей педагогических коммуникаций » Коммуникации: понятие и основные подходы в психологии

Коммуникации: понятие и основные подходы в психологии

Страница 1

Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф.Ломов в работе “Проблема общения в психологии”, как известно, назвал проблему общения “базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики”, указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии. Общение-это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (определение, данное А.В.Петровским).

Общение-специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей(определение, данное Л.Д.Столяренко).

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Общаясь,люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1.Язык

-система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2.Интонация,эмоциональная выразительность

, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3.Мимика,поза,взгляд

собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4.Жесты

как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е.иметь закрепленные за ними значения; или экспрессивными, т.е.служить для большей выразительности речи.

5.Расстояние

,на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций,степени доверия.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1.Потребность в общении(необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.)побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2.Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3.Ориентировка в личности собеседника.

4.Планирование содержания своего общения,человек представляет себе (обычно бессознательно),что именно скажет.

5.Бессознательно(иногда сознательно)человек выбирает конкретные средства,речевые фразы,которыми будет пользоваться,решает,как говорить,как себя вести.

6.Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7.Корректировка направления,стиля,методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено,то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения-оно окажется неэффективным. Эти умения называют “социальным интеллектом”, ”практически-психологическим умом”,”коммуникативной компетентностью”, ”коммуникабель- ностью”.

Выделяют следующие виды общения:

1.”Контакт масок”

-формальное общение,когда отсутствует стремление понять собеседника, используя привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности и т.п.)-набор выражений лица, жестов,стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда такой контакт оправдан,дабы “не задевать” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться” от собеседника.

2.Примитивное общение

,когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект:если нужен,-то активно вступают в контакт,если мешает-оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики.Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3.Формально-ролевое

общение,когда регламентированы и содержание,и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4.Деловое общение

,- когда учитывают особенности личности,характера, возраста, настроения собеседника, но неинтересны дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5.Духовное,межличностное

общение друзей,когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов,друг поймет вас и по выражению лица, интонации, движениям.

6.Манипулятивное общение

направлено на извлечение выгоды от собеседника,используя разные приемы (лесть, запугивание, демонстрация доброты и т.п.),в зависимости от особенностей личности собеседника.

7.Светское общение

.Суть его в беспредметности,т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое,т.к. точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Методы воспитания
В педагогике, в частности в теории воспитания, существуют понятия средств, методов и приемов воспитания, а также форм организации воспитательного процесса. Под средствами воспитания понимают виды деятельности, развивающие личность. К ним относятся: труд, познание, общение, игра, спорт. В процессе д ...

Влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов
Исходный уровень физической работоспособности детей опытных групп перед началом исследования определялся по результатам тестов, которые подробно описаны во второй главе. Исходные результаты контрольных испытаний показывают, что обследуемый контингент учащихся 6-х классов по показателям физической р ...

Понятие о сущности аудиовизуальных средств
Одной из центральных проблем дидактики является поиск новых, более эффективных способов передачи знаний, способов, которые позволили бы дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении, т.е. облегчить процесс обучения. Любая перспективная система образования уже не может ориентир ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru