Следующий этап связан с проведением индивидуальной психологической диагностики детей с нарушениями адаптации. Основной целью психологического обследования является выявление особенностей психического развития, позволяющих ребенку усваивать предлагаемый учебный материал, и наличие возможностей компенсации выявленных дефектов. Схема психологического обследования младшего школьника включает отдельные нейропсихологические пробы, патопсихологические методики, анкеты, личностные вопросники.
Как следует из литературных данных, основными компонентами, влияющими на темп адаптации, являются:
1) развитие речевой и мыслительной деятельности ребенка;
2) развитие произвольности психической деятельности, произвольного внимания;
3) латеральная доминантность;
4) эмоционально-коммуникативное развитие;
5) степень сформированности моторных функций (16).
Экспериментально-психологическое исследование детей начинается с беседы, которая может проводиться по заранее подготовленным вопросам или носить непроизвольный характер. В процессе беседы выявляется отношение ребенка к школе, одноклассникам, учителю, родителям, круг интересов, фиксируется характеристики эмоционально-волевой сферы, адекватность его поведения, контактность, ориентированность на выполнение зданий, критичность. Далее предъявляются нейропсихологические методики, направленные на диагностику сформированности основных психических функций. При исследовании особенностей внимания, памяти и интеллектуального развития ребенка используются патопсихологические методики.
В процессе выполнения предъявляемых заданий оценивается характер деятельности, целенаправленность, возможность сосредоточиться на конкретном задании, лабильность, инертность. Отмечаются колебания работоспособности, время, в течение которого ребенок может продуктивно работать, признаки утомления.
Полученные в результате обследования данные позволяют оценить состояние зрительного и слухового восприятия, развитие произвольности, моторных функций, памяти, внимания; сформированность пространственных представлений, мыслительных операций, степень развития речи, т.е. тех функций, которые обеспечивают ребенку возможность овладения школьными навыками (чтение, письмо, счет).
Исследование школьных навыков чтения, письма и счета производится с учетом ступени образования, данных педагогических характеристик, анализа учебной деятельности. Навыки чтения исследуются в заданиях нa чтение: а) букв, б) простых и сложных слов, в) коротких рассказов. Отмечаются: уровень автоматизации, ошибки при чтении простых и сложных слов, самостоятельное исправление их, понимание смысла прочитанного. Навыки письма исследуются в заданиях на списывание слов, фраз, написание под диктовку простых слов и небольших предложений, при выполнении грамматических заданий. Фиксируются пропуски и перестановки букв, замены букв, анализируется характер ошибок при списывании и при письме под диктовку. Навыки счета проверяются при предъявлении следующих заданий: а) называние чисел натурального ряда в прямом и обратном порядке; б) устное выполнение счетных операций простых (в пределах 10) и сложных в (пределах >0). Оценивается овладение ребенком натуральным рядом чисел, характер ошибок при выполнении заданий.
Трудности обучения детей могут быть обусловлены как парциальными нарушениями обследуемых высших психических функций, так и общими неспецифическими расстройствами мозговой деятельности, отражающими координацию корково-подкорковых функциональных отношений.
Качественная оценка потенциальных возможностей ребенка производится на основании следующих фактов:
Похожие статьи:
Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности
Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе нашей экспериментальной работы мы избрали урок. Урок – остается основной формой обу ...
Нравственное воспитание на уроках физической культуры
Нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Любовь к своему Отечеству, готовность встать на его защиту, не жалея жизни, высокие патриотические чувства, сопровождаемые проявлением мужества, смелости и решительности; ощущение душевной бол ...
Использование юмористических произведений изобразительного искусства в
образовательном процессе детского сада
В процессе занятий по изобразительному искусству в дошкольных общеобразовательных учреждениях должен учитываться юмористический компонент воспитательного процесса, формирующий у дошкольников чувство юмора, художественные чувства и вкус. Юмористические произведения изобразительного искусства – особе ...