Образование: статьи и материалы » Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников » Содержание и формы фольклора в работе с детьми

Содержание и формы фольклора в работе с детьми

Страница 1

В современных условиях решение задач по восстановлению ценностей национальной культуры может быть обеспечено применением всех образовательных форм и способов погружения ребёнка в культурную традицию: в рамках учебных курсов и через воссоздание культурных ситуаций в художественно-творческой и празднично-обрядовой деятельности.

Обращение к детском творчеству как к методу воспитания - характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

В опытно-экспериментальной работе мы преследовали цель создать оптимальные условия для активизации у учащихся творческих способностей.

Главной нашей задачей было не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного оперирования, владения ими, использования их в ситуациях творчества, то есть развить и повысить уровень креативности детей, используя различные формы взаимодействия. Показателями креативности являются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования.

Для развития творческих способностей школьников посредством фольклора был создан ряд условий. Необходимо включение элементов народной культуры в процесс обучения и воспитания. В учебно-воспитательном процессе школы урок фольклора может являться отдельной дисциплиной или же народная культура может охватить другие предметы учебного плана. Во время проведения эксперимента фольклорный материал был включен в урок музыки придумывание колыбельных песен и исполнение их куклам (колыбельные, пестушки, потешки), урок труда, где учащиеся знакомились и участвовали в процессе изготовления рождественских "козуль". подготовка к празднику "Масленица": изготовление масленичного чучела, участие в театре "Петрушка". Урок физкультуры явился хорошей возможностью использования народных игр на занятиях (Приложение).

Проведение традиционных праздников, экскурсий, посещение выставок по традиционным ремёслам, народному костюму, концертов - все это является продолжением постижения основ народной культуры и ее проживанием. Так нами был проведен вечер "Святки". Добавить.

Возрастные особенности детей младшего возраста таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. Необходимо включать народные игры в урок. Во время игры могут быть использованы такие методы обучения:

1. упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении.

2. упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений.

3. творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового творчества.

В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрам народного творчества.

Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:

Развитие творческой индивидуальности.

Эмоциональное развитие.

Воспитание эстетических, патриотических чувств.

Развитие музыкальных способностей.

Развитие духовной сферы.

Развитие самостоятельности, физическое развитие.

В качестве приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству на занятиях может использоваться личный пример учителя, использование атрибутов, костюмов, показа. К таким приемам можно отнести знакомство с лучшими литературными произведениями, которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств, придавали своеобразие музыкальному творчеству.

Музыкально-творческая игра по сюжетам литературных произведений требует активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя в игровых действиях.

На занятиях литературы, где ребята знакомятся с устным народным творчеством через пословицы, поговорки, сказки, для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Творческим заданием послужил подбор по темам: "Труд", "Дружба" пословиц, поговорок, составление ребусов, кроссвордов.

При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

Эта творческая деятельность может найти свое отражение в фольклорном празднике "Святки". После изучения обрядов зимнего цикла дети могут проиграть приход ряженых, колядование в школе. Для этого необходимо подготовиться: изготовить маски, подобрать костюмы, разучить игровые сценки, где проявятся их творческие способности.

Таким примером может послужить и другие праздники народного календаря, где от ребят потребуется смекалистость, творческие навыки. Совместная деятельность детей создаст общее эмоциональное переживание, ребята окажут взаимопомощь друг другу при выполнении задания.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Формы совместной работы учреждения образования и семьи
Н.Е. Щурова подчеркивает, что современный подход к организации взаимоотношений школы и семьи в формировании личности ребенка предполагает ориентацию на принципы сотрудничества и взаимодействия. Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контр ...

Воспитание и формирование личности
Воспитание можно рассматривать с 3-х сторон: в широком смысле – система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле – это формирование у человека систем определенных нравственных качеств, взглядов и убеж ...

Психолого-педагогические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и др. свидетельствуют о том, что деятельность человека связана с активным процессом овладения общественным опытом, достижениями культуры. Опираясь на теоретические положения отечественных педагогов, психологов, а ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru