Образование: статьи и материалы » Диагностика внимания у младших школьников с нарушениями речи » Пример готовности к обучению

Пример готовности к обучению

Страница 1

Развитие устной речи младших школьников с нарушением внимания – одна из важных задач, решаемых в образовательном процессе.

Актуальность проблемы коррекции устной речи младших школьников с нарушением внимания обусловлена новой для них учебной деятельностью, в процессе которой приходится много рассуждать, вступать в диалог с учителем и учениками, пересказывать тексты с научным содержанием, овладевать специальной терминологией и т.д. Коррекция устной речи обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка.

Цель нашей работы: изучить и выявить особенности развития устной речи у младших школьников с нарушением внимания.

Рассмотрим Экспериментальное исследование особенностей связной устной речи у учащихся с нарушением интеллекта на примере исследований, проводившихся на базе школа № 296 г. Санкт-Петербурга. В исследовании участвовали дети 2 класса – это экспериментальная группа.

Применялся метод тестирования, который был представлен в следующих методиках:

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (5 картинок).

Цель: диагностика умения составлять логически завершенный рассказ с опорой на наглядный материал. Использованы «Рассказы в картинках».

Автор: Н. Радлов.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Пересказ прослушанного текста.

Цель: диагностика умения составлять логически завершенный рассказ с опорой на память. (рассказ предъявляется не более двух раз)

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать. Автор: Н. Радлов

Ситуация диалога в совместной деятельности. «Рисование со слов».

Цель: диагностика умения вести диалог, слушать собеседника, задавать вопросы, уточнять, взаимодействовать в процессе беседы. Автор: Н.Радлов

Как показали результаты после проведения 1 методики, дети с нарушением внимания имеют более низкий уровень развития устной речи, чем нормально развивающиеся сверстники. Относительно легко школьникам с нарушением внимания далось задание на построение рассказа по сюжетным картинкам, т.к. наибольшую трудность представляло формирование смысловых звеньев, рассказа, расположение их в правильной последовательности.

Часто нарушалась причинно-следственная связь текста. В данной методике был 1 (12,5%) высокий результат, с высоким числом среднего показателя, 6 (75%) результатов со средним показателем и 1 (12,5%) низкий результат. Дети контрольной группы показали лучшие результаты в этой методике: 6 (75%) с высоким, 2 (25%) с средним, низкий результат не отмечен. Результаты отражены на рисунок 1.

Рисунок 1. Сравнительная характеристика уровня развития монологической речи детей в норме и с отклонениями (составление рассказа по сюжетным картинкам)

Выполнение задания 2 методики вызвало еще большие трудности у детей экспериментальной группы. Всем детям пришлось повторить рассказ два раза. Многие детей выполняли задания с помощью наводящих вопросов педагога. Отсутствие опоры на наглядный материал повлияло на то, что дети медленнее воспроизводили текст, пропуская, переставляя и повторяя целые смысловые блоки. Результаты детей после воспроизведения рассказа (2методика): высокий результат 0 (0%), 75% учеников получили средний балл и низкий результат - 37,5% от общего количества учащихся. Необходимо отметить, что трудности воспроизведения испытывали и дети контрольной группы, для некоторых детей пришлось повторить рассказ 2 раза, но у них чаще всего случались пропуски деталей, но целостность и логичность рассказа была сохранена. Результаты по воспроизведению прослушанного рассказа таковы: высокий балл получили 5 (62,5%) учащихся, средний 3 (37, 5%), низкий не отмечен. Процентное соотношение данных можно проследить на рис.2.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Сущность понятия – способности
В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей. Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей ра ...

Профессиональная компетентность и культура педагога
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности ...

Отношение В. В. Розанова к системе образования конца XIX - начала XX вв
В. В. Розанов выясняет, почему современное образование не давая ни совершенной тени, ни совершенного света, порождает томительные сумерки. Причины этого педагог и философ В. В. Розанов видит в том, что церковь, семья, другие, столь же живые и конкретные, устранены от воспитания, им занимается в осн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru