Рисунок 2. Сравнительная характеристика уровня развития монологической речи детей в норме и с нарушениями (пересказ прослушанного текста)
Больше всего низкие результаты дети экспериментальной группы показали в ситуации построения диалога во время одновременного выполнения задания - 3 методика, где необходимо договориться о совместных действиях. Высокого оценки не достиг никто из детей экспериментальной группы – 0 (0%), 5 (62,5%) учащихся получили средний балл и 3 (37,5%) низкий результат. При выполнении задания дети испытывали значительные трудности в сговоре о совместной работе. При построении диалога дети с нарушением внимания, как правило, нуждались в поддержке взрослого, они затруднялись задать нужное направление диалогу, строить фразы, часто не дающие полного представления о том, что необходимо сделать в предлагаемой ситуации: Сказывается не только недоразвитие речи, но и неумение прислушиваться к сверстнику, невнимательность, некоторые личностные особенности детей (иногда диалоги заканчивались ссорой). Дети контрольной группы напротив не нуждались в помощи взрослого, могли развернуть достаточно разностороннее обсуждение своих действий и действий партнера. Результаты детей в построении диалога: 4 (50%) – высокий результат, 4 (50%) средний.
Рисунок 3. Сравнительная характеристика уровня развития диалогической речи детей в норме и патологии
Итак, анализ теоретических исследований, особенностей развития устной речи младших школьников с нарушением внимания, помог нам выделить несколько отличительных черт развития устной речи детей младшего школьного возраста:
меньший объем словаря ребенка и как следствие бедность речи, отсутствие образности, синонимичности; преобладание пассивного словаря над активным, даже усвоенные понятия дети с трудом используют в устной речи;
использование в устной речи простых форм предложений, грамматические ошибки; при построении монолога слабая логичность изложения, необходимость опоры на наглядный материал; построение учебных диалогов требуют поддержки взрослого.
Как показало экспериментальное исследование, для детей с нарушением внимания наибольшую трудность представляет формирование смысловых звеньев рассказа, расположение их в правильной последовательности. В основном тексты оформлены грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств, однако, наблюдаются неразвернутые, односложные фразы, и стереотипность оформления речи, а также случаи поиска нужных слов.
Таким образом, младшие школьники с нарушением внимания имеют отставания в развитии устной речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, уровень отставания связан с тяжестью основного нарушения и проявляется в:
нарушении логики построения монолога;
сложности взаимодействия в процессе диалога со сверстником;
необходимости помощи взрослого.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи.
Развитие произвольного внимания является одним из непременных условий успешного обучения в школе. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат – все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания.
Внимание — это сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Похожие статьи:
Формирование основ эстетического вкуса
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и п ...
Как одеться для занятий
Одежда для занятий физкультурой должна быть такой, чтобы не затруднять движений и обеспечивать как можно больший доступ воздуха к кожному покрову тела. Дома и в летнее время на улице дети могут заниматься только в трусиках и босиком, в более прохладное время — в спортивном костюме и легкой, мягкой ...
Программа трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного
региона в Мордовии
Мировой процесс социально-экономического, политического, культурного развития все больше и больше интегрирует нации, народы и охватывает не только многонациональные страны, но и относительно одноязычные государства. В этих условиях актуальной педагогической задачей становится подготовка школьников ...