Образование: статьи и материалы » Влияние особенностей педагогических коммуникаций » Возрастные особенности младших школьников

Возрастные особенности младших школьников

Страница 1

1. Анатомо-физиологические особенности возраста.

а)Рост и вес. В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост

6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м.

Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти.

Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2.7кг в год. За период от 6 до 12 лет вес тела удваивается, увеличивается примерно от 18 до 36 кг.

б)Мозг и нервная система. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками,усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

в)Кости. Рост костей особенно заметен. Это касается, в первую очередь, лицевых, а также длинных костей рук и ног.

Однако, в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых. Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно,а в местах их соединений больше пространства,чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц,обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям,чем взрослый.

г)Мышцы и жировая ткань.

До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц.

Несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными,все же у ребенка они функционируют не так, как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерны для детей с незрелой,недостаточно развитой мышечной тканью. По мере того,как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движении, физической активности.

2. Особенности учебной деятельности.

Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая).

Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося.Ребенок учится не только знаниям,но и тому, как усвоение этих знаний.

Учебная деятельность,как и всякая деятельность,имеет свой предмет - это человек. В случае обсуждения учебная деятельность младшего школьника-ребенок. Учась способам письма, счета,чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение-он овладевает необходимыми,присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя,он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.

Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя,отслеживание новых достижений и происшедших изменений.

“Не умел-умею”, “Не мог- могу”, “Был- стал”,-ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовольствие от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.

С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться.

Произвольное управление действиями,которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил возможно на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.

Если с приходом в школу сразу поставить ребенка в условия собственно учебной деятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относится к школе и к ученью,а возможно, “уйдет в болезни”. На практике оба эти варианта являются типичными: число детей, готовых к ученью,и число детей, для которых обучение в заданных условиях оказывается непосильным, достаточно велико.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Информационные технологии в преподавании математики
Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образован ...

Психолого-педагогические аспекты развития связной речи дошкольников
Многое в жизни человека зависит от способности к общению, а речь — инструмент общения, его главное средство. Хорошо владеющий речью человек ценится в любом обществе, как ценится и человек, наделенный "талантом общения" или воспитавший, развивший его в себе. Поэтому не случайно развитие ре ...

Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников
На основе анализа психолого-педагогической, методической и научной литературы нами разработаны следующие рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста: 1. Поскольку представленная в п. 2.2 программа по развитию чувства юмора у старших дошколь ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru