В настоящее время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в практической деятельности социальных педагогов и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Поэтому для решения проблем детей, воспитывающихся в неполной семье, выявленных в ходе диагностики (чувство тревожности, агрессии, низкий уровень самооценки), а также преодоления препятствий, мешающих нормальному функционированию данной категории семьи, мы разработали и апробировали программу по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей в общеобразовательной средней школе.
Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения социально-педагогической поддержки детей из неполных семей.
Задачи программы:
Осуществить коррекцию психосоциального состояния детей (тревожности, агрессивности, самооценки);
Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;
Ознакомить педагогический коллектив с методами и формами работы с детьми из неполных семей.
Сроки реализации: учебный год. Возраст детей: 13-14 лет.
Проанализировав теоретические вопросы первой части квалификационной работы, нами был разработан исследовательский комплекс, направленный на диагностику детей, воспитывающихся в неполной семье. В качестве исследовательской площадки была выбрана Еткульская средняя общеобразовательная школа села Еткуль Челябинской области.
Село Еткуль - один из районов Челябинской области. Основной отраслью производства является сельскохозяйственная продукция, но в настоящее время наблюдается почти полный развал инфраструктуры сельскохозяйственной промышленности. Это привело к неблагоприятным социальным последствиям, среди которых основные: высокий уровень безработицы, вследствие чего произошло снижение материального достатка большинства населения, алкоголизация мужского населения, рост числа распавшихся семей и др.
Еткульская средняя общеобразовательная школа (далее Еткульская СОШ) существует с 1930 года. В начале это была семилетняя школа, в 1943 году, после того как произошло образование Челябинской области, школа стала средней общеобразовательной. За более чем полувековой период своего существования у школы сложилась своя история, традиции и уклад.
В настоящее время педагогический коллектив школы состоит из 50 учителей. Из них - 80% имеют высшее педагогическое образование, 6,6% -высшую кфалификационную категорию, 38% - первую, 11, 6% - вторую.
Количество учащихся с 1 по 11 классы на 2007-2008 учебный год составило 641 человек, классов-комплектов - 31. В сравнении за 4 года произошло значительное снижение количества учащихся. С 2002 по 2006 год численность сократилась на 254 ученика, на 12 классов комплектов, что связано с миграцией населения (выезд родителей в города, районы Севера).
В контексте проводимой в школе социально-педагогической деятельности необходимо отметить группы детей, состоящих на внутришкольном учете, в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД, в Комиссии по делам несовершеннолетних. За последние 3 года наблюдается незначительное снижение количества детей данных категорий.
Социально-педагогическая поддержка детей из неполных семей включает в себя следующие виды деятельности:
Диагностическое (исследование психосоциального состояния детей):
-наблюдение;
-опроссник баса –Дарки;
-Методика «Шкала тревожности» ДЖ.Тейлора;
-Методика «Альтернативный список качеств личности;
Социально-психологическая коррекция эмоционально – волевой, личностной сферы ребенка:
Похожие статьи:
Составление
рекомендаций для воспитателей детских домов
Прежде чем составлять методические рекомендации педагогам, работающим с детьми-сиротами дошкольного возраста, необходимо определиться с блоками той информации, которая, на наш взгляд, должна содержаться в этих рекомендациях. Конкретно эти блоки должны разрешать следующие проблемы: – Повышение профе ...
Использование наглядности при формировании
лексических навыков говорения
На начальном этапе обучения иностранному языку наглядность особенно необходима. "Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти ему неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету" (В ...
Система работы в начальной школе по формированию логического мышления в
процессе рисования с натуры
В процессе жизни человек получает самые различные впечатления от многих предметов. При этом признаки предметов, объектов или явлений не только запечатлеваются в памяти, но и сопоставляются друг с другом по сходству: форма с формой, цвет с цветом и т.д. При этом прочнее запоминаются в каждом предмет ...