Образование: статьи и материалы » Система образовательных услуг в общеобразовательном учреждении » История развития школьного образования

История развития школьного образования

Страница 2

Во второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. В 1782 — 1786 гг. была осуществлена школьная реформа. В 1782 г. был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4-мя классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2-мя классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников. Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким. Таким образом, средними учебными заведениями были народные училища, шляхетские горпуса, благородные пансионы и гимназии.

К началу XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2-х и 4-х классными народными училищами, находящимися в городах. Общеобразовательные гимназии были в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

При Александре I в 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Так же появились новые принципы в системе образования:

бессословность учебных заведений,

бесплатность обучения на низших его ступенях,

преемственность учебных программ.

Структура учебных заведений:

одноклассное приходское училище,

3-х классное уездное училище,

7-летняя гимназия в губернском городе,

университет.

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. — школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на 3-и категории:

для детей низших сословий — одноклассные приходские училища (изучались 4-е правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»);

для средних сословий, т.е. мещан и купцов — трехклассные училища (геометрия, география, история);

для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

Отмена крепостного права Александром II, успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекло за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения. В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские , церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Формирование духовного мира личности младшего школьника
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительнос ...

Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста
На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие). В на ...

Понятие и сущность педагогического мастерства
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических зн ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru